Головокружение - Сальвадор Дали (1930)

Головокружение - Сальвадор Дали

Картина "Головокружение", также известная под двойным названием "Головокружение, или Башня наслаждения" была написана Сальвадором Дали весной 1930-го года. В настоящее время "Головокружение" (60 Х 50 см, холст, масло) находится в частном собрании. 

 

Чтобы на самом деле понять сюжет картины (а не выдумывать тот маловразумительный бессвязный бред, который часто выдается за "описание и оъяснение смысла картины", в особенности, когда речь заходит о вещах Сальвадора Дали), воспользуемся нашим старым проверенным "фирменным" методом - вспомним, когда, где и при каких жизненных обстоятельствах Дали эта картина была им написана. И, уверяем, всё сразу станет понятным. 

Над картиной "Головокружение" Сальвадор Дали работал в течение пяти недель, проведенных в Малаге в апреле-мае 1930-го года. Напомним, незадолго до того Сальвадор Дали и Гала стали жить вместе, что вызвало жестокий гнев отца художника, изгнавшего сына из дома, и, в конце концов, полностью лишившего сына наследства - акт пусть в большей степени и символический, но показательный. 

Вскоре после того Дали и купил жалкую рыбацкую лачугу в Порт-Льигате, которой суждено было впоследствии вырасти в его знаменитый Дом. Однако весной 30-го года до этого было еще далеко. 

Нанятые работники кое-как приспосабливали для проживания; отец Дали старался всячески отравить сыну и его ужасной избраннице жизнь, однажды даже наслав на них жандармов - одним словом, кругом были одни проблемы, и Дали с Галой с радостью воспользовались возможность провести несколько недель в Торремолиносе (Малага) за счет пригласившего их туда поэта Хосе Марии Инохоса. 

В Торремолиносе встретивший их поэт поселил эту экстравагантную парочку в крохотный отель, расположенный на скале над живописной морской бухтой - именно этим обстоятельством объясняются декорации картины. 

Напомним - Дали и Гала стали жить вместе всего пару месяцев назад, и всего пару месяцев назад в жизни Дали свершилось величайшее событие, важность которого переоценить не возможно - он перестал быть девственником! 

Хотя бы на время был положен конец всем его страхам в собственной сексуальной нестостоятельности, поскольку выяснилось, что он - может! Может обладать женщиной - чем он, собственно, тогда и занимался все то время, в которое не был занят написанием картин. 

В те весенние недели каждый день влюбленных протекал по одинаковому сценарию: они без конца совокуплялись, а в перерывах между соитиями Дали писал, а Гала отправлялась побродить по рыбацому селению. 

Из одежды на ней, как правило, была лишь короткая красная юбчонка, и местные рыбаки быстро привыкли к ее небольшой, загорелой и рельефной груди. Иногда Дали и Гала выбирались прогуляться вместе - но и на людях продолжали оказывать другу другу всевозможные знаки внимания в виде объятий и поцелуев. 

Однако прогулки их не были долгими - неудержимая сила тянула их обратно в номер, где они набрасывались друг на друга с обоюдной страстью. Как это обычно и бывает вре время медового месяца, они совокуплялись бесконечно, и в самых неподходящих для этого местах. 

На картине, как видим, влюбленная парочка занимается оральным сексом на условной крыше или террасе отеля - что вполне могло иметь место в действительности. Отметим, что мужчина (Дали) во время этого действа стыдливо прикрывает лицо рукой. 

Это могло означать, что художник все еще не доконца избавился от своих комплексов, равно как и то, что появление в его жизни настоящей женщины - Галы, вовсе не избавило художника от привычки к мастурбации, которой он был подвержен всю жизнь. 

Рядом мы наблюдаем еще один излюбленный образ Дали в картинах того периода - голову льва с оскаленной пастью. Образ, как мы не раз уже писали, многозначный: до того, как он познал исполненное бесконечных наслаждений тело Галы, лев, по словам самого художника, означал его страх перед сексуальным соитием с Галой, после - он означал жгучую, животную сексуальную страсть - страть ненасытную и всепожирающую. 

В картине, пусть и комвенно, присутствует и отец художника, которого Сальвадор Дали восприниал тогда как злейшего своего врага, и с которым, как известно, так и не примирился до самой смерти родителя. В картине "Головокружение" отец представлен в виде огромной нависающей тени, явно угрожающей счастью влюбленных. 

Что касается холодного синего шара, сразу наводящего на мысли о боулинге - здесь он выступает в качестве символа неопределенности, в которой жили тогда и Дали и Гала. Будущее их было таким же непредсказуемым, как траектория шара, пущенного неопытной или дрожащей от страха рукой. 

НАША КНИГА О ДАЛИ И ЕГО МУЗЕЕ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0