Антонио Гауди - жизнь после жизни...

Памятник Гауди-ребенку в его родном городе Реус (Каталония)
Памятник А. Гауди в Реусе

25-го июня 1852 года в городке Реус под Таррагоной (Каталония) в семье котельщика появился на свет голубоглазый мальчик, которому, как и двум его умершим во младенчестве братьям, врачи предрекали скорую смерть: очень уж слабеньким и болезненным он уродился.

 

Вот только мальчик оказался упрямый - взял да выжил, и продолжал жить, хотя и мучился все последующие годы от жестоких ревматических болей.

 

Кстати, имя свое он получил в честь матери, Антонины, и суждено ему было стать одним из самых знаменитых архитекторов всех времен.

Храм Святого Семейства. Колокольни Фасада Рождества
А. Гауди. Храм Святого Семейства. Фасад Рождества

Думаю, вы догадались, кто этот человек - конечно же, каталонский зодчий Антонио Гауди!

 

Жизнь Гауди, от самого рождения и до исхода, соткана из сплошных противоречий. Судите сами: ему пророчили раннюю смерть - а он прожил три четверти века и мог бы, верно, еще - ведь умер Гауди не своей смертью!

 

Его склонны были считать сумасшедшим - а между тем, никто из живших в одно время с ним не обладал более ясным, пытливым и всеобъемлющим умом, чем Антонио.

 

Он был самым модным и высокооплачиваемым архитектором в Испании - а умер позабытым даже в родном городе,  одиноким и нищим стариком.

Антонио Гауди - жизнь и судьба
А. Гауди в возрасте 26 лет

Гениальный новатор в архитектуре, чьи открытия  опередили свое время на полвека и даже сейчас удивляют ученых масштабом и новизной - уже при жизни он считался безнадежно устаревшим, и тот же барселонский юнец Пикассо позволял себе весьма едкие высказывания в адрес Антонио.

 

В молодые годы красавец, щеголь и франт - Антонио Гауди никогда не был женат и не имел детей.

 

Гауди создавал невероятно красочные, яркие, поистине сказочные произведения - и был при этом крайне тяжелым в общении, упрямым, мрачным, не терпящим возражений,  фанатически религиозным, особенно к концу жизни, человеком.

La Sagrada Familia
Саграда Фамилия. Фасад Рождества (фрагмент)

Да и сама смерть Гауди - чем не противоречие?  Прожить жизнь сподвижника и святого (неспроста ни одна нация в мире так не почитает Антонио Гауди, как японцы, считающие, что  жизнь архитектора - идеальный путь "бедного самурая", ради одной великой идеи способного отречься от всего остального и посвятить ей всего себя без остатка) - и умереть нелепой, не своей, абсолютно "булгаковской" смертью, угодив под трамвай - чем не вопиющая, несправделивая в высшей степени несообразность?   

 

Хорошо, что хоть Идею, смысл и соль бытия Антонио Гауди никаким трамваем перечеркнуть уже невозможно, как было невозможно и тогда. И имя ей - Искупительный Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) - вечный барселонский символ, грандиозная, всем миром, стройка.

La Sagrada Familia. Antonio Gaudi
Саграда Фамилия. Фасад Страстей (фрагмент)

И в этом еще один непостижимый парадокс Гауди: как и положено истинному каталонцу, он наивно и свято верил, что за пределами Каталонии жизнь заканчивается, ее там попросту не существует - а сейчас весь этот "несуществующий" мир съезжается в Барселону главным образом для того, чтобы увидеть его непостижимые архитектурные шедевры.

 

Магомет упорно отказывался идти к горе - что ж, гора пришла к Магомету. 

 

Искусство выше сословных, религиозных и  межнациональных различий - и в этом его великая объединяющая сила. "Красота спасет мир" - выражение не новое, но очень верное. Думается, именно этой цели служат творения Антонио Гауди.

Антонио Гауди. Дом Висенс
А. Гауди. Дом Висенс

На фото справа: дом Висенс - первый, по сути дела, крупный проект Антонио Гауди, знаменующий собой начало новой эры в архитектурной жизни Барселоны: "Эклектизм умер! Да здравствует каталонский модерн!" Дом строился между 1883 и 1888 г.г. по заказу местного фабриканта керамической плитки Мануэля Висенса.

 

В этой красивейшей работе Гауди отчетливо просматриваются элементы стиля мудехар, который был особенно популярен среди барселонских архитекторов того времени.

Antonio Gaudi. Palacio Guell
Антонио Гауди. Дворец Гуэля

Кстати, дом Висенс до сих пор находится в частном владении, и даже продается за 35 млн евро.

 

Здорово, по-моему: всего лишь 35 миллионов,  и шедевр архитектуры, включенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - ваш! Разве это сумма для скромного олигарха?

 

Вот только удобно ли жить в музее - вопрос спорный... (В 2014-м году дом был продан именно за эту сумму и, именно богатому человеку из Санкт-Петербурга.)

 

На фото слева: дворец Гуэль (1885-1888).

В двух шагах от вечно шумной Рамбла (по статистике, за сутки по нашим бульварам проходят 150 000 человек), по заказу своего лучшего и, пожалуй, единственного друга, богатейшего человека Каталонии, дона, а впоследствии и графа Эусеби Гуэля-и-Басигалупи Антонио Гауди выстроил это "венецианское палаццо, втиснутое в безнадежно узкое пространство".

 

 

Гуэль, надо сказать - лицо ключевое в судьбе Гауди.

 

На Парижской Всемирной Выставке 1878-го богатый, блестяще образованный Эусеби увидел небольшой макет витрины магазина по продаже перчаток, представленный неким А. Гауди - заинтересовался талантливым земляком, вернулся в Барселону, разыскал Антонио - на тот момент на вторых, незаметных ролях трудившегося в одном из чертежных бюро города - и сделал все для того, чтобы Гауди мог реализовать свои удивительные замыслы.

А. Гауди - крыша дворца Гуэль
А. Гауди. Дворец Гуэля, крыша

Надо сказать, улица Ноу де ла Рамбла, где строился особняк, и в те времена не была благополучной (подвыпишвие моряки, наркоманы, проститутки и иже с ними - порт-то рядом) - но так уж получилось, что папа Гуэля выстроил в свое время огромный дом на углу Рамбла - и сын захотел пристроиться к родителю. Так улица заполучила памятник архитектуры из списка ЮНЕСКО - о чем я всегда рад без ложной скромности сообщить.

 

В свое время в здании размещался музей театрального искусства, после оно долго находилось на реставрации, и лишь несколько лет назад распахнуло свои двери для публики. Помню, и для нас, барселонских гидов, это было событием. В тот же, первый день открытия мы с нашими туристами буквально ворвались, сгорая от нетерпения,  внутрь - и нисколько не были разочарованы. Реставрация была пророведена тщательно и аккуратно, а само здание - просто жемчужина, как, впрочем, и все, созданное Гауди.

Дом Батльо, Барселона - русскоязычные гиды в Барселоне
Дом Батльо при вечерней подсветке

На фото справа: дом Батльо (1904-1907). Дом... Да никакой это не дом! Это раньше здесь стоял обычный для Барселоны неоклассический особняк, а Антонио Гауди, по заказу текстильного промышленника Жозепа Батльо превращает эту серую мышь (для погрязшей в архитектурной роскоши Барселоны, разумеется) в настоящий апофеоз модерна!

 

Поэзия в архитектуре, самая популярная в Каталонии легенда - о святом Георгии, поражающем дракона - расказанная в камне и керамике - вот что такое дом Батльо.

 

Фасал здания, облицованный керамикой и цветным стеклом, сразу же вызывает ассоциации с работами художников-импрессионистов (вспомним "Кувшинки" Клода Моне), и неспроста Сальвадор Дали, еще один великий каталонец, часами мог простаивать перед фасадом здания.

 

"Фасад дома Батльо напоминает мне волнующее многообразие водных стихий", - говаривал Дали и был, безусловно, прав. 

 

Вообще же, Дали был  счастлив узнать, что и великий Гауди в свое время восхищался теми же непостижимыми очертаниями скал на мысе Креус, на самом краю каталонской земли - там, где горы встречаются с морем, а задувающая то и дело трамонтана в конце концов придала скалам абсолютно фантасмагорические формы. 

Дом Батльо, А. Гауди -лестница
Дом Батльо. Фрагмент интерьера

Вдохновение для многих своих работ Сальвадор Дали почерпнул именно там, а если и Гауди это место привлекало - стало быть, у творчества их одни корни.

 

Так оно на самом деле и есть, но когда, к слову сказать, у Дали спросили, стоит ли продолжать строительство Саграда Фамилия после смерти Гауди, тот ответил: "Ни в коем случае! Следует накрыть храм стеклянным колпаком, и пусть торчит, как гнилой зуб!". Очевидно, что здесь к восхищению примешивается еще и зависть - но Дали можно простить многое...

 

Однако вернемся к дому Батльо. Острые на язык барселонцы сходу окрестили это здание весьма выразительным прозвищем: "Дом с костями" - и тоже оказались правы. Кости, черепа, позвонки - все это присутствует в эксктерьере здания, напоминая о жертвах свирепого дракона, которого победил Святой Георгий.

Дом Батльо - крыша дракон
Антонио Гауди. Дом Батльо, крыша

На фото справа: дом Батльо, крыша. О крышах зданий Антонио Гауди можно рассказывать бесконечно. Это в обычных домах они просто крыши. Голый функционал, и ничего более.

 

Здесь же, например, полюбуйтесь: чешуя и спинной хребет огромного страшного дракона, которого  и поразил святой Георгий, чтобы вызволить из когтистых лап чудовища красавицу. А башенка, увенчанная крестоцветом, не что иное, как рукоять меча святого Георгия, которым тот и проткнул супостата. А вы говорите - крыша....

 

Святой Георгий, или Сант-Жорди, к слову сказать - покровитель всея Каталонии, причем самый что ни на есть верховный, потому и день его - 23 апреля - является одним из любимых каталонских праздников.

А. Гауди - павильоны усадьбы Гуэля
А. Гауди. Павильоны усадьбы Гуэля

Кстати, если уж речь зашла о драконах в творчестве Антонио Гауди, тему эту можно продолжить. На фото слева: павильоны усадьбы Гуэль. Это первый проект архитектора, выполненный по заказу своего друга и мецената Эусеби в 1884-1887 г.г. 

 

Присмотримся повнимательнее - ворота, выполненные из кованого металла, как раз-таки и являют собой дракона. В свое время дракон был раскрашен и механизирован - когда ворота открывались, чтобы впустить очередного состятельного гостя, дракон в знак приветствия поднимал железную лапу.

А. Гауди - дом Фигерас, или Бельесгуард
А. Гауди. Бельесгуард

И еще одна работа: дом Фигерас, или Бельесгуард (1900), где крыша, если смотреть на нее с определенного ракурса, очень и очень схожа с головой дракона. Случайность? Ни в коем случае!

 

Этот дом Гауди выстроил у подножья Сьерра де Кольсерола, на том самом месте, где в 15-м веке по приказу последнего короля из барселонской династии, Мартина Гуманного, воздвигли загородный дворец для увеселений.

 

Закат великой эпохи, мрачноватый блеск каталонской готики - все эти мотивы переосмыслены и использованы Гауди при строительстве здания.

 

Кстати, новость, интересная для тех, кто, как и мы, без ума от творчества великого Антонио: с 18-го сентября частное владение Бельесгуард, на протяжении последних 70 лет находящееся в собственности семьи Гуилера, впервые распахнуло свои двери для публики!

 

Раньше это здание можно было наблюдать лишь из-за глухого забора, а точнее, крепостной стены - теперь же искусство, пусть и не бесплатно, снова принадлежит народу.

Аю Гауди. Дом Ботинес (Леон)
А. Гауди. Дом Ботинес

А вот и еще один зверь из раннего проекта Антонио Гауди - дома Ботинес в Леоне (1892).

 

Гауди редко строил что-либо за пределами любимой Каталонии, но, если уж все-таки это случалось, от каталонской символики отказываться и не думал.

 

На фото: скульптурная группа "Святой Георгий, сражающийся с драконом" - по проекту Гауди выполненная его другом и сотрудником скульптором Лоренсо Матамала.

 

Кстати, когда здание в 1953 году реставрировали. под пьедесталом скульптуры были найдены оригинальные чертежи здания. С 1999 г. дом Ботинес включен в маршрут паломничества по Дороге Святого Иакова.

Экскурсии по объектам А. Гауди. Парк Гуэль
Парк Гуэль. Саламандра-дракон

А как тут не вспомнишь самого знаменитого из огнедышащих зверей, ставшего уже одним из символов Барселоны: дракона-саламандру из парка Гуэль (1900-1914).

 

На фото справа: главная лестница парка, где один из фонтанов, расположенных в центральной части лестницы, как раз и выполнен в виде дракона-саламандры, украшенного мозаикой "тренкадис".

 

Когда-то из пасти этого зверя торчали внушительные каменные клыки, но благодаря традиции, в соответствии с который едва ли не каждый визитер норовил об эти самые клыки потереться, (считается, что это приносит удачу) ныне дракон выглядит довольно беззубым - но не менее от того симпатичным.

А. Гауди. Парк Гуэль
Парк Гуэль. Скамья на центральной площади

Парк Гуэль, надо сказать, вообще местечко сказочное: тут вам и пряничные домики, крыши которых увенчаны галюциногенными грибами, и драконы, и осьминоги, и магические письмена, помещенные Гауди там и сям на протяжении скамьи-змеи, попавшей, кстати, за свою длину в книгу рекордов Гиннеса, и Голгофа, и Зал Ста Колонн...

 

Каждый раз, бывая в парке,  поражаешься: как мог такой фанатически религиозный, маниакально целеустремленный, с очень нелегким характером человек - Антонио Гауди - создать столь сказочное и светлое место? А ведь мог! И создал...

А. Гауди. Дом Мила, или "Ла Педрера"
Антонио Гауди. Дом Мила

Не менее сказочным выглядит и последний светский проект Маэстро - дом Мила, более известный под прозвищем "Ла Педрера" (Каменоломня). "Каменоломня" - как-раз таки самое безобидное из прозвищ, которыми современнники наградли эту гениальную постройку. "Свалка металлического лома", "Депо для дирижаблей" -- как только не обзывали этот дом, ставший квинтэссенцией новаторских архитектурных решений, на много десятков лет опередивших свое время.

 

Надо сказать, с заказчиками - богатейшим семейством Мила, отношения у Гауди тоже складывались весьма непросто: перфекционист Антонио, превысивший смету неоднократно, долго судился с недовольными клиентами, по суду, в конце концов, выиграл, но те впоследствии не упускали случая назвать архитектогра "дегенеративным монстром"...

 

Вот так и строй для людей шедевры, вписывай их имена в историю! Кто бы вспомнил сейчас об этих, возможно, и не плохих, но ничем не примечательных людях - Пере и Росер Мила - если бы не Антонио Гауди?

А. Гауди. Крыша Ла Педреры (дом Мила)
Дом Мила. Крыша

Гауди не строил - он ваял, создавая грандиозные скульптуры, ломая все устоявшиеся архитектурные нормы, преодолевая жесткое непонимание, осуждение, осмеяние своего труда со стороны утонченных эстетов и толпы - можно только догадываться, сколь тяжело приходилось ему!

 

Вообще, Гауди, как и многих великих, упорно не признавали при жизни, не воздавали ему того, чего он, безусловно, заслуживал - но это ведь обычная история, и примеров тому - великое множество!

Входные павильоны парка Гуэль (пряничные домики)
Парк Гуэль. Входной павильон

Творчество, кстати, заразительно: неспроста тот же Джордж Лукас, богатейший человек Голливуда, оказавшись в свое время на крыше Педреры, был впечатлен настолько, что даже использовал дизайн дымоходов при создании некоторых персонажей знаменитых "Звездных войн"!

 

Гауди - это параллельный мир в архитектуре, целая вселенная, которая долгое время оставалась непознанной и закрытой для мирового сообщества. Почему?

 

Да потому что Гауди меньше всего пекся о признании, славе или известности.

 

Ему некогда было этим заниматься - он работал. Вкалывал. Проводил на строительной площадке большую часть времени, а последний свой год - и вовсе жил там. Еще почему?

Антонио Гауди - русскоязычные экскурсии в Барселоне
Храм Святого Семейства. Балкон башни-колокольни

Да потому что нельзя быть слишком уж талантливым: идеи Гауди настолько опередили свое время, что были адекватно восприняты лишь через полвека после его смерти - и это процесс, который далек от завершения. Да, Ле Корбюзье, побывав в Барселоне, был поражен работами Гауди до глубины души, но его голос в свое время просто не был услышан.

 

Многие теоретики от архитектуры, сухие академики, привыкшие жить и мыслить в трубе, просто не в состоянии были понять творчество Гауди, не только не подчиняющееся канонам, но и напрочь эти каноны отрицающее.

 

Потребовалась еще одна личность вселенского масштаба, рожденная на земле Каталонии, чтобы о каталонском зодчем Антонио Гауди наконец-то заговорили.

 

Речь идет, как ни странно многим будет услышать это, о страшном эгоисте, эгоцентрике, завистнике и себялюбе  (и в то же время гениальном творце) Сальвадоре Дали.

Антонио Гауди - экскурсии в Барселоне на русском языке
Антонио Гауди. 1924

Именно Дали и выступил в свое время популяризатором творчества Гауди как в Испании, так и за ее пределами, в Европе и Америке - и мир начал потихоньку приобщаться к непостижимому наследию каталонского архитектора - сразу недоумевая, после удивляясь, затем восхищаясь, и, наконец, как сейчас: при тех же вполне заслуженных восторгах воспринимая работы Гауди как неотъемлемую и очень важную часть мирового культурного наследия.

 

Первое по-настоящему предметное знакомство с творчеством Гауди в Советском Союзе состоялось лишь в 1980 году, когда завкафедрой Гауди при Политехническом Университете Барселоны, Хуан Бассегода Ноннель был приглашен в "империю зла" и прочел две лекции, посвященных работам Антонио.

 

Мир начинал узнавать своего героя.

Саграда Фамилия 2015
Антонио Гади. Храм Святого Семейства. Фасад Страстей

Но понадобились еще годы и годы, и падение "железного занавеса", прежде чем мы, дети Совестского Союза,  смогли не только прочесть о дивных мирах каталонского фанатика и мечтателя Гауди, но и увидеть их воочию, исползать вдоль и поперек, обнюхать и чуть ли не попробовать на зуб. И хвала Всевышнему, что такая возможность.  

 

2002 год был объявлен ЮНЕСКО годом Антонио Гауди, что тоже является показательным. Кроме того, в престижный список ЮНЕСКО в настоящий момент включены целых семь работ каталонского Мастера.

 

Как и положено всякому гению, Гауди оставил нам массу загадок, которые предстоит разгадывать еще долго.

 

А еще - совсем небольшое количество (меньше двух десятков) архитектурных работ. Единственное свое наследство. Свой пропуск в Вечность.

"Барселона-Экскурс" предлагает следующие варианты экскурсий по объектам Антонио Гауди:

 

Здесь жил и творил Гауди (автоэкскурсия) (подробнее)

Длительность - 5 часов. Стоимость: 1-2 человека - 230 €, 3-4 человек - 260 €, 5-7 человек - 320 €. Заказать экскурсию  

 

 

Весь Гауди (автоэкскурсия) (подробнее)
Длительность - 9 часов. Стоимость: 1-2 человека - 360 €, 3-4 человек - 390 €, 6-7 человек - 440 €. Заказать экскурсию

 

 

Антонио Гауди - гений, сумасшедший, святой... (пешеходная экскурсия) (подробнее)

 

Длительность - 5 часов. Стоимость: 1-2 человека - 130 €, 3-4 человека - 160 €, 5-6 человек - 180 €, 7-10 человек - 200 €. Заказать экскурсию

Наши контакты: E-mail: zakharovsergei@mail.ru

          

Тел, WhatsApp, Viber  +34 630917047

Барселона-Экскурс экскурсии и гиды в барселоне
экскурсии в барселоне на русском языке, гиды в барселоне, русский гид в барселоне

Экскурсии  на русском языке в Барселоне и Каталонии  

       

Пишите нам:

zakharovsergei@mail.ru

 

 Связывайтесь по WhatsApp, Viber или звоните:

+34630917047

 

Барселона-Экскурс 

 индивидуальные 

гиды  и экскурсии

в Барселоне

Тибидабо - вид на Барселону. Обзорная автоэкскурсия по Барселоне
Экскурсии за пределами Барселоны - в Каталонии, Андорре, на юге Франции
Экскурсии по объектам А. Гауди
Пешеходные экскурсии в Барселоне
Индивидуальные экскурсии по местам Сальвадора Дали
Экскурсии на Монтсеррат
Русскоязычные гиды рекомендуют кафе и рестораны Барселоны
Музеи Барселоны - русскоязычные гиды рекомендуют
Каталония - информация о регионе
гиды в барселоне сергей и татьяна, книги гидов барселоне, что прочесть от гидов в барселоне, гиды сергей и татьяна книги,  роман красное спокойствие, сергей захаров красное спокойствие

"Барселона-Экскурс" - десять лет в каталонском туризме. Экскурсии по Барселоне и Каталонии в сопровождении профессиональных русскоязычных гидов.