Дом Кальвет (1898 - 1900) - пожалуй, наименее известный из всех проектов Гауди, невзирая на то, что именно это здание, единственное из всех, что построил архитектор, удостоилось почетной премии за "лучшее здание года", учрежденной в том же 1900-ом мэрией Барселоны.
Почему так: официальное признание и полузабвение публики, особенно публики наших дней? У каждого на слуху находящиеся буквально в нескольких кварталах дом Мила и дом Батльо, а вот о доме Кальвет большинство современных туристов не имеют ни малейшего понятия.
Причина тому самая простая: при проектировании и постройке дома Кальвет Антонио Гауди был наиболее ТРАДИЦИОНЕН - слово, в отношении величайшего новатора звучащее почти как оскорбление.
Вот почему в специальной литературе дом этот принято именовать "конформистским". Да и казалось бы: типичнейший доходный дом, выстроенный в стиле каталонского барокко.
Шесть уровней - подвал, цокольный этаж, бельетаж и три верхних этажа, предназначенные для сдачи квартирантам.
Такими домами застраивался тогда весь район Эшампле, заказчиками выступали представители верхушки среднего класса Барселоны, и вдова текстильного промышленника Пере Мартира Кальвета не была исключением.
Однако не будем забывать: дом строил Антонио Гауди, и при всей его схожести с соседними особняками, при ближайшем рассмотрении обнаруживается масса деталей, которые неизбежно выдают руку Мастера и делают здание особенным.
Присмотритесь к каменной резьбе над главным порталом здания: литера "С", с которой начинается фамилия заказчика (Calvet), и заключенный в нее кипарис, символ гостеприимства, не только дают нам понять, кому принадлежит дом, но и указывают на то, что двери его всегда распахнуты для гостей.
Колонны, обрамляющие главный вход, тоже не совсем обычны: они выполнены в виде бобин, используемых в текстильном производстве и красноречиво указывают на род занятий безвременно усопшего Кальвета и источник его благосостояния и доходов.
А доходы таки имелись, причем, немалые: об этом свидетельствует размещенный в верхней части эркера рог изобилия.
Там же мы обнаружим голубку, кормящую птенцов: указание на то, что все свое отнюдь не маленькое состояние Пере Кальвет завещал наследникам.
В ажурную вязь балконных решеток Гауди с присущей ему изобретательностью вплел изображения грибов - намек на то, что покойный искренне любил природу и, в частности, грибную охоту.
А вот так (см. фото слева) выглядит дверной глазок. Выглядит по-царски, чем-то напоминает пчелиные соты, во всяком случае, органические мотивы здесь проступают весьма отчетливо. Как это было сделано?
Гауди несколько раз окунул пальцы в глиняную массу, а после, на основе полученной модели, деталь была отлита из латуни.
Все гениальное просто - но простота эта доступна не всем.
Отличительная черта гения Гауди - его всеобъемлющая универсальность. Все детали интерьера также создавались при непосредственном участии и под личным контролем архитектора.
Просторная лестничная клетка соединена с двумя дворами-колодцами, что обеспечивает хорошее освещение внутренних помещений. Повсюду проглядывает "скромное обаяние буржуазии": материалы, использованные при отделке интерьеров - самого высокого качества.
Мрамор, керамическкие изразцы, драгоценные породы дерева, из которой изготовлена мебель по эскизам самого Гауди; лифт, украшенный с таким мастерством, что является самоценным произведением искусства - нет, в ту славную эпоху люди понимали толк в красоте!
Дом Кальвет и по сей день является частным владением. В нижнем этаже здания ныне открыт ресторан, в интерьере которого сохранились многие оригинальные элементы здания. В 1969-м году дом Кальвет был объявлен памятником архитектуры национального значения.
Статьи по теме:
В доме Кальвет открылся китайский ресторан класса "люкс"