Оговорюсь сразу: в ходе этой экскурсии мы не увидим и даже не попытаемся увидеть ни одной работы Антонио Гауди - разве что таковая встретится нам случайно. Причин тому несколько.
Во-первых, у нас есть специальные экскурсии, посвященные уникальным архитектурным шедеврам великого Антонио - как пешеходные, таки на авто. Кроме того, так или иначе, но основные постройки архитектора входят практически в каждую автоэкскурсию по Барселоне.
Во-вторых, и я уже неоднократно эту мысль высказывал, поделюсь ею и сейчас: хотя творчество Антонио Гауди и протекало в одних с архитектурой модерна временных рамках (в Барселоне даже принято исчислять начало эры модерна с первой крупной работы Гауди, дома Висенс ); хотя творчеству его и присущи все характерные для модерна черты - Антонио Гауди ни в коем случае нельзя рассматривать только как архитектора-модерниста.
Вклад его в ахритектуру столь разнообразен, огромен и неповторим, что гораздо правильнее говорить о собственном его стиле, о "стиле Гауди", в котором архитектор, собственно, и работал.
Основные достопримечательности, посещаемые в ходе экскурсии "Многоликий модерн Барселоны": Дворец Каталонской Музыки, Больница Святого Креста и Святого Павла, Дом Аматлье, дом Ллео-и-Моррера, дом Комалат, кафе "Четыре Кота", "Дом с Зонтиками", дом Серра, издательство "Мунтанер-и-Симон".
И в-третьих - и в самых главных - причина заключается в том, что, помимо десятка с небольшим работ каталонского гения, в Барселоне существуют сотни архитектурных достопримечательностей в стиле модерн, созданных очень талантливыми, а то и великими мастерами этого направления.
В свое время была составлена даже так называемая "Ruta del Modernisme" ("Дорога Модерна"), в которую вошли 120 интереснейших работ архитектурного модерна.
Кстати, подсказка самостоятельным барселонским туристам: если вы, меряя бодрым шагом плитку тротуаров Барселоны, наткнулись на круглый симпатичный знак, фото которого представлено слева - самое время остановиться и как следует осмотреться: где-то рядом модернистский шедевр.
Как я сказал уже, таких, высочайшего порядка, достопримечательностей в "Дороге модерна" 120 - хотя с тем же успехом их могло быть и 200, и 300, и даже 500 - ни в одном другом городе Европы не приходилось мне встречать столь богатого модернистского наследия, как в Барселоне.
Откуда же это богатство? Архитектура всегда является точным отражением экономической ситуации в обществе. Иными словами: много строят, когда есть, на что строить. К примеру, в 14-м и 15-м столетиях Барселона, невзирая на войны и эпидемии, процветала - и напоминанием о том служит множество чудесных готических построек, сохранившихся на территории Старого города.
А вот с 16-го столетия в Барселоне и Каталонии в целом начался экономический спад, продлившийся два с лишним столетия - и потому в городе по пальцам можно перечесть здания, построенные в этот период.
В 19-м же веке Барселона процветала. Именно каталонской столице суждено было стать пионером индустриализации Испании.
Электричество, паровой двигатель и железные дороги изменили модель всего мира раз и навсегда - и Барселона не стала исключением. В грохоте машинной революции быстро народился и окреп новый класс барселонцев - промышленная буржуазия.
В Барселоне и прилегающих к ней городках-спутниках строились новые и новые предприятия, в первую очередь, по производству изделий из текстиля - и предприятиям этим требовались рабочие руки.
Так начался массовый исход жителей глухих каталонских деревень в столицу - тем более, незадолго до того были, наконец, снесены обветшавшие средневековые оборонительные стены Барселоны, и появилась возможность застраивать голую до того равнину, известную нам сейчас как район Эйшамле.
Из колоний, которыми Испания в то время еще располагала, возвращались сколотившие там состояния и ностальгирующие по родному краю "барселонские индейцы" - и вкладывали нажитые на работорговле деньги в местный, менее "грязный", бизнес.
Помогла процветанию региона и зловещая виноградная тля филлоксера, завезенная в 1863-м году на юг Франции и начавшая планомерно уничтожать подчистую французские виноградники - что послужило причиной невероятного взлета виноделия испанского.
Одним словом, деньги в Барселоне в то время водились. Интересно, что экономическое процветание Барселоны выразилось в таком культурном явлении, как "каталонский Ренессанс" - всплеск небывалой до того активности во всех сферах именно каталонского национальнного искусства, и прежде всего - архитектуры.
В рамках этого локального Возрождения, щедро питаемого деньгами каталонских магнатов, и офомилось архитектурное течение под названием "каталонский модернизм" (modernisme catala).
Само это название, кстати, способно повергнуть в недоумение любого человека извне, привыкшего традиционно считать "модернизмом" все, что было создано в искусстве от Жоржа Сера до Энди Уорхолла, но традиционно же отделяющем этот термин от "модерна".
Внесем ясность: каталонский модернизм - это все тот же привычный нам модерн, арт нуво, стиль либерти, югендстиль - но с характерными именно для Каталонии особеннностями.
Временные рамки направления тоже, кстати, вполне совпадают с мировыми : 1883 - 1914 г.г.
Главным идеологом нового стиля выступил замечательный каталонский архитектор Луис Доменек-и-Мунтанер, в 1878-м году опубликовавший свой труд "В поисках национальной архитектуры".
В нем он точно подметил ограниченность царившего тогда в архитектуре стиля эклектики: "Кладбище должно быть египетским по стилю, музей - греческим, дворец конгрессов - римским, монастырь - византийским или в стиле романеск, церковь - готической, университет - ренессансным, театр - отчасти романским, отчасти барочным... Этому быстро учатся, но мы не думаем, что стоит поддерживать такой порядок. Старые формы не удовлетворяют нашим теперешним потребностям и не соответствуют нашим строительным средствам".
Мунтанер призывал не слепо копировать известные архитектурные стили и образцы, но интерпретировать их с учетом иного времени и, что принципиально важно, новых технических возможностей, которые открыл перед архитекторами революционный 19-ый век.
Кстати, Мунтанер очень точно определил и основные источники вдохновения для нарождающегося каталонского модернизма: арабскую архитектуру юга страны, а также романский и готический стили севера.
Так, смею заметить, мыслил не один только Мунтанер - но целое поколение молодых, горячих, жадущих изменить закостеневший архитектурный мир барселонских архитекторов. Что же, у них была возможность опробовать свои силы на практике.
Амбициозные, быстро разбогатевшие "новые барселонцы", желавшие показать всему миру, что они далеко не вчерашние люди без имени, но элита прогрессивного барселонского общества, готовы были завалить молодых барселонских специалистов заказами.
Что же - дом всегда был и остается визитной карточкой хозяина, показателем его социального статуса - и дома барселонских нуворишей должны были соответствовать высокому статусу владельцев. В погоне за эксклюзивностью и в стремлении переплюнуть соседей "новые барселонцы" не особенно считались с деньгами - и это было золотое время для архитекторов!
Луис Доменек-и-Мунтанер, Жозеп-Мария Пуйдж-и-Кадафалк, Элиус Рожент, Энрик Саньер, Жоан Рубьо, Жозеп-Мария Жужоль - лишь некоторые имена из длинного списка замечательных архитекторов-модернистов, украсивших своими замечательными домами улицы Барселоны.
Совершенно естественным образом бум на рынке архитектуры породил бум и во всех сферах декоративно-прикладного искусства: дома требовалось украшать, как снаружи, так и внутри, и спрос на услуги мозаичистов и скульпторов, мебельщиков и витражистов, литейщиков и кузнецов возрос необычайно.
У каждого серьезного архитектора той поры имелась своя, давно сложившаяся и сработавшаяся команда помощников, специалистов высочайшего уровня, с которой он и кочевал от объекта к объекту.
Результаты этой глобальной "модернистской вакханалии", продлившейся четверть века, и составляют одну из главных особенностей Барселоны - уникальный архитектурный ансамбль в стиле "модерн", или, если угодно, "каталонский модернизм", которым мы и приглашаем вас полюбоваться в ходе экскурсии.
Примечание: маршрут экскурсии может быть изменен или дополнен в соотвествии с вашими пожеланиями.
Длительность экскурсии - 4 часа. Стоимость: 1-3 человека - 250 €, 4-5 человек - 300 € , 6 человек - 450 €, 7 и более человек - по запросу. Только гид - 170 €.
Примечание: В стоимость автомобильных экскурсий включено: гид+водитель+авто+все транспортные расходы. Входные билеты в музеи оплачиваются отдельно. В случае, если вы остановились за пределами Барселоны и хотели бы начать экскурсию от места вашего проживания и завершить там же, потребуется доплата за трансфер в одну или обе стороны.
Все автомобильные экскурсии по Барселоне обязательно проводятся в формате "экскурсовод с водителем". Для вас работают два человека, один из который ведет экскурсию, а второй - машину. В условиях Барселоны (да и любого другого города) это имеет первостепенное значение.
Для заказа экскурсии воспользуйтесь нашей контактной информацией либо приведенной ниже формой:
При заказе экскурсии, пожалуйста, укажите в формуляре ваш Email, имя, желательные для вас даты проведения экскурсии (экскурсий), номер контактного телефона, количество человек в группе, наличие детей (если есть, то какого возраста).
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram