Женщина и птица (Dona i ocell)

Женщина и птица  - Жоан Миро
Женщина и птица

"Женщина и птица" - монументальное творение Хуана, или, по-каталански, Жоана Миро - разнопланового художниа с мировым именем, родившегося в Барселоне.

 

Отметим, уже с 40-хх годов Миро активно работал в керамике, создавая главным образом монументальные настенные панно (мурали).

 

Эти произведения художника можно видеть, например, в Цинциннати, в Гарвардском университете и в здании ЮНЕСКО в Париже. 

 

Понятно, что и родной город не был обделен вниманием художника: в 1968 году Миро выполнил гигантское мозаичное панно для аэропорта Барселоны "Эль Прат", а чуть позже задумал добавить к нему еще две работы, одной из которых стала мозаика на бульварах Рамблас, а другой - скульптура "Женщина и птица", о которой и пойдет речь в этой статье. 

По словам самого Жоана Миро, ох хотел, чтобы три его работы встречали гостей Барселоны с воздуха, с моря и с суши. Панно в аэропорту, как мы понимаем, отвечает за встречу с небесных высей, мозаика на Бульварах Рамблас приветствует гостей Барселоны с моря (бульвары соединяют набережную с площадью Каталонии), а "Женщине и птице", таким образом, досталась роль ответственной за наземную встречу.

Отлично, давайте же разберемся, чем встречает дорогих сухопутных гостей столица Каталонии?  

Присмотримся чуть пристальнее - и все поймем. Хотя, мне кажется, все и так понятно с самого первого взгляда. По задумке Миро, воплощенной в жизнь в 1983 году, Барселона встречает своих гостей огромным 22-метровым бетонным пеннисом, облицованным мозаикой в стиле "тренкадис" (изобретение Антонио Гауди). 

Оправдывая название работы, хорошо заметна и вагина, облицованная мозаикой черного цвета. В верхней части композиции  виден цилиндр, долженствующий означать головной убор дамы, а также месяц луны, который следует, исходя из названия, интерпретировать в качестве птицы.

Но вернемся к ярко выраженной фаллической форме скульптуры. Ничего оскорбительного в этом для гостей каталонской столицы на самом деле, оказывается, нет!

Как отмечал сам Миро, он всего лишь перенес на современную почву старинный обычай Древнего Рима, в соответствии с которым на крепостных воротах городов в римские времена повсеместно принято было изображать фаллос, в знак того, что всякому входящему жители города желают здоровья и силы. 

Жоан Миро. Женщина и птица. Скульптуры Барселоны

Так что с символикой, несмотря на несколько провокационный ее характер, все в порядке. Да и вообще, этот огромный символ, вобравший в себя мужские и женские черты, вызывает у людей сугубо позитивные эмоции - а значит ,цели своей Миро достиг. Работой можно полюбоваться в парке Жоана Миро в двух шагах от площади Испании. 

Барселона-Экскурс экскурсии и гиды в Барселоне