Дали, которого пытались украсть


zakharovsergei@mail.ru        Тел, WhatsApp, Viber  +34 630917047


Работы обожаемого нами Сальвадора Дали стоят не три рубля. И не пять - а сотни тысяч и даже миллионы евро (подробнее об этом мы рассказываем в разделе "Сколько стоит Сальвадор Дали").

 

Понятно, что они просто обязаны привлекать повышенное внимание со стороны воров, ворюг и воришек самых разных мастей.

 

Понятно и то, что шедевры Дали такого уровня, как "Постоянство памяти", "Загадочные элементы в пейзаже", "Атомная Леда", "Тайная вечеря", "Призрак сексуальной привлекательности" воровать сложно и в каком-то смысле даже бесполезно: по причине их всемирной известности, высокой стоимости и, соответственно, надежнейшей охраны.

А вот вещи менее известные со всеми вытекающими отсюда бонусами - как раз-таки самый лакомый кусок для похитителей. Однако здесь следует вспомнить, каким великим мистиком был каталонский художник.

 

Эта же мистика сопровождает все попытки похитителей прикарманить что-нибудь такое-этакое с автографом "Дали".

 

Ни одна из этих попыток по самым разным, зачастую абсолютно невероятным  причинам не увенчалась полным  успехом. Однако Сальвадора Дали воровали, воруют и будут воровать. Давайте же посмотрим, как обстоят дела на этом фронте, и вспомним некоторые из похищений.


Кража №1

19 июня 2012 года из манхэттенской галереи  "Venus Over Manhattan" неизвестный похитил акварель работы Сальвадора Дали под названием "Дон Хуан Тенорио" (1949).

 

Работа не первостепенной важности, но и не просто так - оценочная ее стоимость составляет порядка 150 000 долларов США.

 

Какой-то худощавый симпатичный молодой человек в клетчатой рубашке нагло вынес ее из галереи в черной сумке - и был таков.

 

К счастью для полиции и к несчастью для вора, внешность его была зафиксирована камерами видеонаблюдения. Не исключено, что именно поэтому две недели спустя на адрес галереи пришло письмо, в котором вор выражал намерение выслать посылку с украденной акварелью из Европы назад, в Америку.   

Что, собственно, вор и сделал,  продемонтрировав свой полнейший идиотизм. Полиции оставалось только тщательно изучить посылку на предмет обнаружения "пальчиков".

 

А по найденным отпечаткам воришку без труда установили: им оказался 29-летний любознательный гражданин Греции Фивас Иставриоглу, который за год до того уже привлекался полицией за кражу бутылки сока из супермаркета. Вот так прогресс у человека, согласитесь: от бутылки сока к шедевру Дали!

 

Дальше же, что называется, дело техники. Один из агентов выступил в роли галериста, договорившись с Фивасом о мнимой выгодной сделке, и 16 февраля 2013 жадного грека взяли прямо в нью-йоркском аэропорту  имени Кеннеди. Правда, вину свою он так и не признал - но это уже другая история.

 

Понятно, что и сам вор наделал массу глупостей - зачем-то воспылал благородным чувствами и решил вернуть картину, а про сок из супермаркета, из-за которого его отпечатки попали в базу данных  полиции, вообще умолчим - однако очевидно и другое, о чем вор и не догадывался: воровать работы Дали бесполезно.

 

То есть, украсть, конечно можно, а вот нагреть на краже руки - это вряд ли! Рано или позже тайное станет явным, и всё закончится плохо для похитителя.


Кража №2

Еще более забавный, в некотором смысле, случай произошел 1 марта 2003, когда из печально известной тюрьмы "Rikers Island", что в Нью-Йорке,  неизвестные похитили работу Дали "Христос на распятии" (акварель, уголь, бумага), оценнную по тем временам в 250 000 долларов США. Теперь, кстати, ее стоимость составила бы более полумиллиона!

 

"Ничего себе у них тюремки! - воскликнете вы.  - Тюремки, имеющие (имевшие) оригиналы Дали!" Да, так и есть.

 

В 1965-м в рамках программы "Искусство в тюрьме" Дали запланирорвал посещение "Рикерз Айленд", в ходе которого собирался провести для бандюг мастер-класс. Однако, случилось так, Дали занемог, и мероприятие пришлось отменить.

 

Как только художнику стало чуть-чуть лучше, он, знакомый с тюрьмой не понаслышке (в юности ему пришлось посидеть в тюрьме Жироны по политическим мотивам. пусть и недолго), решил все же сделать что-то для заключенных, чтобы компенсировать моральный ущерб от обманутых надежд. Два часа напряженной работы - и шедер был готов.

 

Своим характерным почерком, с характерными  же ошибками Дали присовокупил к работе следующее послание: "Вы художники.  Не стоит думать, что жизнь закончилась. Искусство поможет вам стать свободными даже в тюрьме." Красиво? Красиво! Благородно? Благородно.

 

На самой картине красовалась надпись, сделанная рукой Сальвадора Дали: "Для столовой заключенных Рикерз Айленд." Именно в этой столовой картина и висела длительное время. Приглашенный в 1980-м эксперт засвидетельствовал подлинность работы и указал на ее немалую рыночную стоимость.

Осознав этот факт в полной мере, администрация тюрьмы внезапно испугалась, что заключенные могут нанести полотну какой-либо вред. Из столовой, где картина Дали покойно провисела 16 лет, ее переместили в холл тюрьмы, поместив в прочнейшую плексигласовую витрину.

 

Однако выяснилось, что опасаться следовало вовсе не жующих заключенных. Им-то как раз Дали нравился.  1 марта 2003 четверо охранников, сымитировав пожар в отдаленной части тюрьмы, воспользовались всеобщей суматохой и подменили оригинал Дали на копию - причем, сделали это настолько неумело, что преступление раскрыли по горячим следам. Как только было замечено, что в плексигласовой витрине находится отвратительного качества копия, лишенная, к тому же, позолоченной рамки, в которой хранился оригинал, органам следствия осталось лишь выяснить, у кого из сотрудников на момент совершения подмены находились ключи от витрины.

 

Вот они, голубчики: Митчел Хокхаузер, Бенни Нузо, Тимоти Пина и Грег Сокол. Митчела взяли, а подельники его в спешном порядке подались в бега. Митчел во всем обвинил товарищей и отделался легким испугом - небольшим тюремным сроком. Хуже другое: по словам Митчела,  главный фигурант и организатор подмены, Бенни Нузо, на чердаке корого и хранилась картина после похищения, чувствуя, что кольцо вокруг них сжимается все сильнее, успел обмолвиться о том, что уничтожил украденный шедевр.

 

Так это или нет - неизвестно, но картина "Распятый Христос" из тюрьмы Рикерз Айленд до сих пор так и не обнаружена.


Кража №3

25 февраля 2006 года в Рио де Жанейро, во время традиционного карнавала, привлекающего в столицу Бразилии миллионы туристов со всего мира, прямо в самый разгар праздника  четыре дерзких грабителя в масках, вооруженные пистолетамии и гранатой, ворвались в городской музей искусства, запугали и нейтрализовали охранников и похитили четыре самых ценных полотна музея, по картине, можно сказать, на грабителя: "Танец" Пикассо, морской пейзаж Клода Моне, "Люксембургский сад" Анри Матисса и, наконец, самую ценную из работ: картину нашего незабвенного Сальвадора Дали "Два балкона" (1929).

 

Всеобщая праздничная суматоха помогла грабителям сделать свое дело и под шумок благополучно скрыться.

Совокупная стоимость работ составляла около 50 000 000 долларов США. Кстати, именно по поводу картины Дали  администрация музея сокрушалась больше всего: украденное полотно было единственной работой испанского сюрреалиста в Латинской Америке, находящейся не в частной коллекции.

 

Вот вам  бразильцы: всё бы им петь да танцевать, так, за танцами, единственного своего Дали и про... моргали. Впоследствии удалось отследить лишь работу Матисса, всплывшую на свет на одном из российских аукционов. А вот творение Дали, к сожалению, затерялось во мраке неизвестности.  

 

Понятно, что сейчас замечательное полотно "Два Балкона" украшает чью-нибудь частную коллекцию - а жаль. Искусство должно принадлежать народу!


Кража № 4

А вот похитители Дали наших дней как-то измельчали. Судите сами: 31-мая 2014-го года  из парижского музея Сальвадора Дали на Монмартре сразу два "далиекрада",  не сговариваясь, в одно и то же время, попытались умыкнуть из витрин, не оборудованных сигнализацией, парочку скульптурных работ художника: "Танец Времени" и Профиль Времени".

 

Первую из названных работ удалось спасти благодаря бдительному оку одного из туристов: вор бросил скульптуру и скрылся. А вот "Профилю Времени" повезло меньше: похитителю удалось не только бежать, но и утащить с собой украденное.

 

Слава Богу, работы эта существует не в единстенном экземпляре: ведь Дали еще при жизни заявлял, что "его должно быть много", тиражируя свои творческие находки без особых зазрений совести.

 

По этой же причине и ворюге не стоит рассчитывать на особые бонусы: стоимость скульптуры оценивается всего в 22 000 евро.

 

Но как бы там ни было, мы обязаны упомянуть об этом случае, чтобы администрации музея было стыдно: все-таки это Сальвадор Дали, а не какой-нибудь бомж-обормот из парижского метро, и охранять его работы желательно с большим тщанием!

Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 320 €, 4-5 человек - 340 €, 6 человек - 380 €.

 

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 14 €) не включены в стоимость экскурсии.Заказать экскурсию

 

Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:

Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе 

Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат

Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)

Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе+средневековая Жирона

Театр-музей Дали+шоппинг в аутлет-центре 


Наши контакты: E-mail: zakharovsergei@mail.ru

          

Тел, WhatsApp, Viber  +34 630917047