Давид и Голиаф (David y Goliat)

Чтобы обнаружить скульптуру "Двид и Голиаф", отправимся к морю.

 

В районе Вилла Олимпика, аккурат рядом с небоскребами-близнецами - зданием отеля "Артс" и башней страховой компании "Mapfre" - вы можете лицезреть не менее странную конструкцию 18-метровой высоты: на длиннейших подгибающихся металлических ногах висит, зияя дырами, огромная маска-лицо, напоминающая так любимые в детстве фильмы о привидениях. 

 

Что до длинных перекрученных "ног" - у меня эти тонкие, я бы сказал, "журавлиные", а еще лучше, "стрекозьи" опоры сразу вызывают в памяти картину Сальвадора Дали "Искушение Святого Антония" (1946).

Для меня, например, совершенно очевидно, что вдохновение автор скульптуры черпал в картине своего знаменитого усатого земляка. Да почему бы и нет, в особенности, если учесть, что автора этой монументальной работы как раз и зовут Антоний (Антони Льена)? 

Как же может называться эта работа? "Лицо", "Призрак", "Привидение" - такие варианты названий приходилось слышать нам от своих туристов. И ни один из них, увы, не соответствует истине. 

Потому что скульптура эта, дорогие друзья, называется совсем иначе: "Давид и Голиаф". Не поверите, но именно так. Простенько, непритязательно и со вкусом.

 

Но почему, почему!? Где связь этой странной гигантской штуковины с мифом о малютке Давиде, победившем злобного великана Голиафа? Где она, эта связь?! - в сердцах воскликнете вы. 

 

Все просто. Когда-то на месте нынешнего благоустроенного барселонского района Вилла Олимпика располагался оазис бедности и порока - трущобы района Somorrostro, стихийно возникшего на барселонском побережье в 80-ые годы девятнадцатого века.

В бараках Соморростро проживали самые бедные и, как следствие, самые криминализированные жители Барселоны - в совершенно нечеловеческих условиях, как это и вообще принято в нашем несправедливом мире.

Отдельно следует упомянуть большую цыганскую диаспору, которая обосновалась там же, и которая, помимо традиционной для цыган торговли наркотиками, дала миру нечто действительно стоящее: популярнейшую исполнительницу фламенко Кармен Амайя.

К концу 50-х г.г. двадцатого века Соморростро насчитывал 1400 бараков, в которых предавались всевозможным порокам 18 000 человек. А в 1966-ом году, по причине визита Франко в Барселону (он приехал поприсутствовать на маневрах ВМФ Испании), район снесли, сровняли с землей. 

Позже на месте его была отстроена Олимпийская Деревня - и ничего, ничегошеньки уже не напоминает о том, что существовал когда-то такой не самый добропорядочный уголок Барселоны: Соморростро. 

Ничего, кроме скульптуры Антони Льена, установка которой была запланирована аккурат к Олимпиаде-92, однако из-за технических сложностей завершилась с большим опозданием - скульптура была торжественно открыта лишь 7 декабря 1992. 

По словам автора, гигансткая скульптура его призвана напомнить о прошлом этого места. Отсюда это гигантское призрачное лицо, кажущееся, по причине тонкости опор, очень эфемерным. Лицо, напомнающее в то же время воздушного змея - тоже ведь ене случайная аллегория! Дунь сильнее ветер - и змей истает в небесной выси, точно так же, как истаивают и исчезают не только люди, но даже воспоминания о них.

Еще же, по словам Антони Льена, гигансткий и призрачный этот лик должен напоминать драные простыни, кои в изобилии когда-то вывешивались на просушку на крохотных балкончиках слепленных кое-как домов. Много, одним словом, можно найти ассоциаций... 

Барселона, Вила Олимпика. Скульптура "Давид и Голиаф"

А причем же тут Давид и Голиаф? - спросите вы. И кто Давид, а кто Голиаф? Здесь тоже, думается, все понятно. Вглядитесь в фотографии: вот он, Голиаф - гигантские небоскребы, символизирующие мощную поступь современного градостроительства.

 

А Давид - это крохотный на фоне этих монстров человек. Люди, населявшие когда-то этот ныне существующий район - те самые люди, о которых напоминает нам скульптура.

А в более широком смысле - человек вообще. Песчинка, вроде бы, по сравнению с этими многоэтажными громадинами из стекла и стали - и самый важный элемент в целой вселенной. Венец творения - и творец. Каждый человек - каким бы малозначительным он не представлялся. Тот самый неврачный с виду Давид, вооруженный пращой и парой камней, который сокрушил непомерного Голиафа.

А ведь так и есть: пройдут века, и небоскребы обратятся во прах, а человек, хочется верить, по-прежнему будет жить и здравствовать. Если только не утеряет это удивительное свойство - помнить. К этому - помнить  - и призывает нас весьма неоднозначная скульптура "Давид и Голиаф".

Хай-тек и небоскребы, тендеры и откаты, взятки и воровство государственных средств - это, конечно, хорошо, но и о простых маленьких людях забывать не следует - так можно сформулировать основную утопическую идею монумента. 

Поначалу встреченный общественностью весьма негативно, сейчас "Давид и Голиаф" воспринимается как неотъемлемый атрибут района Вилла Олимпика - и вполне, как мне видится, по праву. 

Давид и Голиаф Барселона

Добавление 2020: о том, что шторм "Глория" сделал с ними обоими - и с Давидом, и с Голиафом - читайте в этой статье: "Давид и Голиаф" - шторм "Глория" против искусства