Парк Сьютаделья (Ciutadela) в Барселоне

Парк Цитадель Барселона

В барселонском парке Сьютаделья (Ciutadella) есть Оранжерея и Зимний Сад, есть множество окруженных экзотической зеленью дорожек, где так приятно бывает прогуляться, есть Монументальный Каскад, есть славный и старый Барселонский зоопарк...

 

Есть даже озерко, где вполне возможно покататься на лодке. Одним словом, настоящая идиллия! Вот только название парка: Сьютаделья (Цитадель), кажется по меньшей мере странным для столь уютного, красивого и мирного места. Между тем, оно вовсе не случайно...

Чтобы стало понятным, почему парк Цитадели носит столь странное имя, придется совершить краткий, но познавательный экскурс в историю. Зайдем, что называется, через Тюмень. 

Прежде всего, оговоримся:  и сам город Барселона бОльшую часть своей истории просуществовал именно в статусе города-крепости: первые оборонительные стены появились здесь еще до Рождества Христова, а последние начали сносить лишь в середине 19-го века.

А теперь посмотрим на карту города и окрестностей 17-го века. Вот она, Барселона, угрюмо глядящая на белый свет из-за крепостных стен и появившихся несколько позднее, с изменением фортификационной науки, бастионов.

парк цитадель барселона

А вот и еще один план того же периода, на котором отчетливо видна темно-красная линия, делящая укрепленный город на две части. Это линия - не что иное, как нынешние бульвары Рамблас.

 

Можете представить себе, как невелик был город: ведь все оборонительные укрепления заканчивались там, где ныне находится площадь Каталонии - а далее простиралась голая равнина, где и строить-то ничего было нельзя - именно из стратегических соображений.

Итак, 17-ый век, самый конец его. Барселона уже успела оклематься после двух осад французскими войсками (1691 и 1697 г.г.),  привычно живет в своих крепостных стенах и знать не знает о том, что совсем скоро о всяком покое  надолго придется забыть - вот-вот разразится так называемая "Война за испанское наследство", в которую окажутся втянуты все основные государства Европы.

Дело в том, что страной тогда правил последний представитель династии Габсбургов на испанском престоле: Карл Второй, по прозвищу "Зачарованный" - и это еще мягко сказано!

 

Вглядитесь в эти добрые, задумчивые и печальные глаза, обратите внимание на лунообразную форму лица и волчью челюсть... Ах, Габсбурги, Габсбурги...

 

Внутридинастические браки на протяжении поколений привели к тому, что Карл, рожденный в браке его отца с собственной племянницей, появился на свет физически и умственно неполноценным.

 

Золотуха, лихорадка, диарея, размягчение костей, частая рвота, преждевременная эакуляция и импотенция - вот лишь некоторые из обширного списка хворей, терзавших Карла на протяжении его 39-летней жизни.

Если, к тому же, учесть, что длительное время Карла ничему вообще не обучали, дабы не расстраивать дополнительно и без того хрупкое здоровье мальчика, можно понять, почему, по воспоминаниям современников, основные функции короля впоследствии заключались "в неукоснительном соблюдении дворцового этикета и механическом исполнении религиозных обрядов".

Большую часть правления Карла страной фактически руководила его мать - властная Марианна Австрийская. Сам же король, отличавшийся спокойным созерцательным нравом, проводил целые дни во дворце, где развлекался игрой в бирюльки в обществе своих многочисленных и любимых придворных карликов.

Дважды Карл был женат, однако наследника завести так и не получилось. В последние годы жизни он всерьез озаботился вопросами наследства. Надо сказать, что за спиной "Зачарованного" едва ли не с момента его восхождения на престол плелись тайные заговоры. Испанскую Империю заранее делили без всякого участия в том Карла.

Известные своими волчьми аппетитами французские Бурбоны и австрийские Габсбурги спали и видели, как Карл, не имея наследников, просто вынужден будет раздробить Испанию на части, и каждому из претендентов достанется свой жирный кусок пирога - однако вышло в итоге иначе.

Пусть перед смертью, пусть единственный раз в жизни, но Карл таки проявил твердую волю, как и подобает истинному монарху: рвать Испанию на куски он не пожелал и объявил своим наследником Филиппа, герцога Анжуйского, внука короля Франции Людовика Четырнадцатого ("Короля-Солнце").

 

В 1700-м бедный Карл умер, а в апреле 1701-го  Филипп Анжуйский с почестями и торжествами вступил в Мадрид, где короновался под именем Филиппа Пятого, короля Испании.

 

Так началась эпоха Бурбонов на испанском престоле - эпоха, которая продолжается и по сей день.

На воцарение Филиппа с ужасом взирали Австрия, Савойя, Англия и Голландия. Они прекрасно понимали, что власть Бурбонов в соседних государствах: Испании и Франции породит супердержаву, совладать с которой не сможет уже никто.

История парка Сьютаделья в Барселоне

Объединившись перед лицом общей угрозы, эти страны выдвинули своего общего претендента - эрцгерцога Карла Австрийского - и объявили Испании и Франции войну. Разразилась глобальная бойня, с разной степенью интенсивности сотрясавшая Европу целых 14 лет.  

 

Весь вопрос в том, что в этой всеевропейской сече Каталония примкнула не к тому союзнику. Ей бы поставить на Филиппа, законного монарха, а каталонцы почему-то выбрали Карла Австрийского.

 

"Почему-то" я говорю неспроста: выбор каталонцев и в самом деле не понятен. Как будто бы не они  заявляли во всеуслышание об ущемлении своих прав во время  правления тех же Габсбургов, но испанских! 

 

А ведь Филипп Пятый приезжал в 1702-м в Барселону - чтобы изложить программу вожделенной каталонской автономии.

В обмен на верность он обещал вернуть Каталонии графства Русильон и Серданья. расположенные к северу от Пиренеев.  Он обещал сделать Барселону свободным портом и разрешить городу торговать с испанскими колониями. Он признавал за каталонцами право называться нацией со своим языком, историей и традициями - ну, чего еще надо?!

Но каталонцы уперлись. Не будем забывать, что символ Каталонии - ослик. Им по-прежнему милее был Карл Австрийский. 

Возможно, сказалась извечная неприязнь к французам;  возможно, это было сделано в пику кастильцам, с энтузиазмом принявшим нового короля; возможно, каталонцы чувствовали за спиной мощную поддержку англичан и австрийцев - но присягать Филиппу Пятому на верность они глупейшим образом отказались.

Король уехал из Барселоны ни с чем и, наверняка, затаил на город свою королевскую обиду. А каталонцы, как выяснилось впоследствии, совершили роковую ошибку.

 

Не буду утомлять вас подробностями этой затяжной войны, скажу кратко: по итогам Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) соглашений все стороны оказались удовлетворены. Выражаясь  образно: "всем сестрам по серьгам".

Филип Пятый остался королем Испании, но без права наследовать французский престол. Эрцгерцог Карл Австрийский, на верность которому присягали каталонцы, успел за время войны стать после смерти отца, Леопольда Первого,  императором Священной Римской Империи и тоже не мог желать большего. 

Австрии отошла бОльшая часть испанских колоний в Италии и Нидерландах. За англичанами остался оттяпанный еще в 1704-м Гибралтар...

Одним словом, все были довольны - кроме Каталонии. Потому что союзники, получив желаемое, тут же вероломно бросили каталонцев на произвол судьбы, и когда Барселона 25 июля 1713-го оказалась блокирована войсками Филиппа Пятого - надеяться она могла только на себя.

Тринадцать месяцев! Вдумайтесь в эту цифру - 13 месяцев город находился в осаде и даже не подумал сдаться!

Барселона, оставленная, брошенная, преданная всеми, объявила свою собственную, личную, можно сказать,  войну Филиппу Пятому и сражалась до последнего.

 

Если поначалу действия осаждающих, по причине нехватки артиллерии, были достаточно вялыми и ощутимых результатов не приносили, то с подходом в июле 1714-го дополнительных сил: 20 000 французов под командованием герцога Бервика ситуация кардинально изменилась.

Артиллерии и боеприпасов у вновь прибывших было в избытке - и началась разрушительная бесконечная бомбардировка города, и в первую очередь - его укреплений.

 

Барселона не сдавалась - хотя силы противника многократно превосходили число боеспособных защитников города.

На помощь призвали всех святых, из здания Мэрии вынесли знамя Святой Евлалии, покровительницы Барселоны, и под этим стягом ходили на бастионы отбивать атаки французов.

Оружие роздали даже 14-летним подросткам. Герцог Бервик не единожды предлагал  барселонцам почетную капитуляцию - но с упорством истинных камикадзе, как выразился замечательный знаток Барселоны Роберт Хьюз,  и с упрямством истинных каталонцев горожане продолжали сопротивление.

Окончательно Барселона сдалась 11-го сентября 1714 года: теперь понимаете, почему главный праздник Каталонии, так называемая "La Diada", или День Независимости, отмечается каталонцами именно в эту дату?

 

День величайшего поражения, но и день беспримерного, пусть и безрассудного мужества и упорства - вот что такое для каталонцев 11-ое сентября.

Последствия этого поражения не заставили себя ждать.

Что же, Филипп Пятый победил - и вел себя как победитель. Каталония лишилась последних остатков автономии. Были окончательно устранены все местные органы самоуправления, подвергся суровым репрессиям каталанский язык. 

Филипп закрыл все университеты Каталонии, взамен открыв новый - в провинциальной дыре под названием Сервера, где обучение велось только на кастильском и латыни.

Четыре тысячи уцелевших каталонских солдат были брошены в тюрьмы. Лидеров сопротивления повесили, после тела их четвертовали, а головы, насадив на шесты, выставили на всеобщее обозрение у главных городских ворот. Голова Морагеса, одного из предводителей, провисела на шесте целых двенадцать лет.

Однако наказать следовало не отдельных представителей, а целый город. Нужно было дать понять этой вредной Барселоне, что власть Бурбонов сильна, и она всегда - рядом.

 

Даже не стоит и пытаться протестовать!  Вот почему Филипп Пятый велел выстроить мощнейшую  крепость прямо на территории города.

 

Сказано - сделано. Голландский военный инженер Проспер Ван Вербум представил проект сооружения, и 1-го марта 1716 года в основание "Цитадели" заложили первый камень.

 

Началась одна из самых крупных и самых ненавистных строек в истории города.

"Цитадель" возводили пять лет. Для того, чтобы выстроить ее, пришлось разрушить значительную часть приморского района Ла Рибера.

 

В ходе строительства исчезли с лица земли 38 улиц Барселоны, немалое количество церквей, монастырей, 1016 домов горожан, в результате чего тысячи барселонцев остались без крова.

 

Впоследствии именно эти люди составили костяк населения рыбацкого райончика Барселонета, планировка которго была осуществлена еще одним военным - Хуаном Мартином Серменьо.

"Цитадель" получилась огромной. Мрачный, опоясанный рвами пятигранник с диаметром 617 метров; пять бастионов: Короля, Королевы, Принца, Дона Фернандо и Дона Фелиппе, глубокие рвы, мощные земляные валы...

 

Общая площадь "Цитадели" составляла 28,6 гектара - это почти втрое больше, чем площадь всей Барселоны до 13-го века!

Гигантские размеры крепости сразу поставили ее в один ряд с такими монстрами, как форт в Лилле или замок Сант-Фернандо в Фигерасе, на  севере Каталонии.

"Цитадель" строили не для того, чтобы защищать Барселону в случае военной опасности - а для того, чтобы постоянно держать ее под контролем. Орудия крепости всегда смотрели на город, готовые по первому же приказу начать обстрел Барселоны - и барселонцы всегда отчетливо это понимали.

Не было в истории города другой такой постройки, кутурую бы барселонцы с таким единодушием ненавидели. Неоднократно они обращались к королю с просьбой о сносе "Цитадели" - однако ответ кадый раз был отрицательным.

 

"Цитадель" продолжала стоять. И лишь "Ла Глориоса" - испанская революция 1868-го поставила точку в судьбе этой крепости.

Указом от 10-го декабря 1869-го земли, на которых располагалась "Цитадель" были возращены городу: при условии, что снос построек и сооружение новых казарм для военных - исключительно за счет города.

Ненависть к "Цитадели" была столь велика, что скуповатые, в общем-то, каталонцы безропотно согласились и на это.

 

Цитадель, полтора века служившая городу напоминанием о жестоком поражении, наглядно воплощавшая собой недружественную власть Бурбонов, перестала существовать.

 

А на месте крепости был разбит обширный парк, который через еще два десятка лет, в 1888-м году стал ареной, на которой разворачивались события Первой Всемирной Выставки в Барселоне.

 

Изображение справа позволяет наглядно представить, как располагалась когда-то крепость относительно нынешнего парка "Цитадель", названного, как мы теперь понимаем, таким, на первый взгляд, странным именем отнюдь не случайно.

 

Впрочем, название - не единственное, что напоминает сегодня о когда-то грозной крепости.

Кое-какие постройки от "Цитадели" прежней все-таки сохранились. Например, в бывшем Арсенале крепости - довольно симпатичном барочном здании немалых размеров - ныне заседает самый высокооплачиваемый в стране Парламент Каталонии.

 

Бывший дворец военного губернатора тоже уцелел - сейчас в нем располагается спортивная школа.

Сохранился также и небольшой храм в форме латинского креста, ныне выполняющий функцию паррокии - приходской церкви.

 

Все остальное - то,  чем, собственно, и славен парк "Цитадель", возникло непосредственно к выставке 1888-го года.

 

А мне лично, признаюсь по секрету, очень и очень жаль, что крепость "Цитадель" перестала существовать. Понятно, что мотивы ее исчезновения с карты города -  как, впрочем, и всех других оборонительных сооружений Барселоны, были прежде всего политическими - но сути дела это не меняет.

Понятно, что ломать - не строить. Это общеизвестная истина. Понятно, что о туризме, как важной статье дохода в бюджет, в 19-м веке тоже никто еще и не помышлял. Но уверяю вас: в Испании есть города, где крепостные сооружения сохранились практически в полном объеме!

 

Просто, когда город перерос свои же стены, в них пробивались дополнительные входы-выходы, и город спокойно начинал развиваться за пределами крепостного пояса.

 

На фото вверху и слева - ваш покорный слуга на башне крепостной стены города Луго, что в Галисии. Представьте себе: В Луго целиком сохранилась еще римская крепостная стена длинною в 2 с лишним км! Здорово? Замечательно, доложу я вам - особенно, если учесть. что сейчас по стене этой вполне можно прогуляться.

А вот еще один испанский город с полным периметром сохраненных стен, теперь уже средневековых - Авила.

 

Кстати, и Луго, и Авила, именно по причине созранности этих оборонительных сооружений были включены в свое время в список Культурного Наследия ЮНЕСКО.

 

Конечно, в Барселоне объектов того же ЮНЕСКО больше, чем в любом другом городе Испании - но и дополнительные достопримечательности нам бы в любом случае не помешали. С ними Барселона была бы еще интереснее - если это вообще возможно.

парк цитадель барселона, барселона цитадель

Впрочем, это я брюзжу - как всякий нормальный гид в Барселоне, желающий, чтобы город этот был еще более насыщен достопримечательностями, буквально набит ими под завязку!

 

"Цитадель", зловещий символ власти Бурбонов-завоевателей, шедевр фортификации,  уже не возратить - она погибла в огне "Славной Революции".

 

Утешимся же тем, что парк с одноименным названием вышел замечательный! История парка сама по себе заслуживает отдельного разговора, как и парк - отдельного посещения.

 

Кстати, парк "Цитадель" мы посещаем в ходе пешеходной экскурсии "Парк "Цитадель" и район Борн". Также мы часто включаем этот объект в маршрут воьмичасовой обзорной автоэкскурсии по Барселоне "Барселона от А и до Я"

 

Приходите - будет интересно!

гид в барселоне, русский гид в барселоне, русскоязычный гид в барселоне