"Погожий день, бегущий за бурей" (1978) - работа интересного и талантливого, на мой взгляд, каталонского скульптора Апеллеса Феносы (1899-1988), установленная на проспекте Гауди - диагональной улице, которая связывает между собой два знаковых шедевра барселонской архитектуры - Больницу Святого Креста и Святого Павла и Храм Святого Семейства.
Скульптурная группа выполнена из бронзы и установлена на массивном пьедестале из железа и базальта. Смысл работы предельно понятен и, кстати, наияснейшим образом запечатлен в ее названии.
Хотя, если мы примем во внимание дату, когда была выполнена эта скульптура, и кое-какие моменты биографии ее создателя - откроются дополнительные интересные нюансы.
Феноса родился в Барселоне, работал в мастерской Энрике Казановаса, а с 1917 г. являлся еще и основателем группы "Эволюционисты". Однако мы знаем, что, подобно чеховским трем сестрам, наши барселонские мастера все время повторяли: " В Париж, в Париж" - они, ввиду затхлости местноц творческой атмсосферы в те времена буквально грезили этим самым Парижем и при первой возможности норовили туда улизнуть.
За примерами ходить далеко не нужно: достаточно вспомнить трех грандов, которые стартовали в Барселоне, но продолжили свой творческий забег в Париже: Пабо Пикассо, Жоана Миро и, конечно же, нашего горячо любимого Сальвадора Дали.
Точно так же и Апеллес Феноса в 1921-ом уже обосновался в Париже, где сблизился с вышеупомянутым Пикассо и другими художниками-авангардистами.
И, точно так же, как Пикассо, Феноса категорически не принял победу диктатора Франсиско Франко в Гражданской войне - поэтому после 1939-го г. окончательно обосновался во Франции.
А теперь сопоставим некоторые широко известные даты. Франко умер в 1975-ом, после чего начался переход от диктатуры к парламенсткой монархии.
В 1978-ом была принята демократическая Конституция Испании, действующая и поныне -и именно в 1978-ом году была выполнена скульптура, о которой идет речь в этой статье.
В этом контексте вполне, казалось бы, абстрактная тема работы приобретает конкретный смысл с явным политическим оттенком: Демократия и Свобода изгоняют прочь тяжкое наследие варварского фашистского режима Франко.
А если все же оставить политику в стороне, Апеллес Феноса - интересный мастер, выставки работ которого проходили в таких городах, как Париж, Барселона, Мадрид, Прага, Нью-Йорк, Токио - и других столицах.
Он, прошу отметить, является лауреатом премии ЮНЕСКО "Образование ради мира" (1981). У Феносы собственный, хорошо узнаваемый стиль - что важно для любого состоявшегося мастера. Несколько его скульптур, помима "Погожего дня", можно увидеть в Барселоне, две работы есть в монастыре Монсеррат - и мы еще обязательно о них побеседуем.
Статьи по теме: