Нарцисс Монтуриоль - каталонский "капитан Немо"

Нарцисс Монтуриоль - каталонскуий капитан Немо

Оказавшись на Рамбла Монтуриоль - главной улице городка Фигерас, что на севере Каталонии, знайте, что улица эта имеет и неофициальное название - "бульвар гениев". 

 

"Ну, удивляться здесь как раз нечему!" - воскликнет продвинутый путешественник. - Кому не известно, что именно на этой улице, в доме под номер 20, появился в мае 1904-м г. на свет сам усатый гений сюрреализма -  несравненный Сальвадор Дали.

Да, все верно: здесь Дали родился и прожил часть жизни, здесь он совершал первые, робкие, как водится,  и неумелые шаги в живописи - однако не спешите с выводами. Все же "бульвар гениев" - значит, как минимум, их должно быть хотя бы двое. Пройдитесь по усаженному платанами променаду еще, и вы обнаружите его - памятник уроженцу этой же улицы Нарциссу Монтуриолю, в честь которого, кстати, и назван бульвар.

Но если о Сальвадоре Дали знают все, включая малых детей, о Нарциссе Монтуриоле, уверен я, слышали очень немногие. И еще меньше людей имеют хотя бы слабое представление о том, по какой такой причине этот самый Монтуриоль причисляем к "гениям".

Между тем, такая причина есть. Ныне позабытый, Монтуриоль - человек, сказавший в свое время очень веское слово в истории не только испанского, но и мирового подводного кораблестроения. Первая в мире двухкорпусная субмарина, первая подлодка с паровым двигателем - это и многое другое все о нем, о Нарциссе Монтуриоле.

 

Но, прежде чем перейти к его изысканиям, скажем пару слов о самом изобретателе - личности интереснейшей и, кстати, типичной для прогрессивной Каталонии 19-го века. 

 

Монтурилоь появился на свет в 1819-м г. в семье бочара. Ремесло отца процветало, что позволило сыну выйти за пределы своего круга и получить образование. Изначально он постигал медицинскую премудрость в университете Серверы, однако, не окончив курс, перебрался в Барселону, где изучал право и в 1845 г. получил степень бакалавра. 

Ах, Барселона - город свободы, колыбель анархии, оплот социализма! Пребывание в каталонской столице не замедлило сказаться на политических взглядах Монтуриоля. Проникшись идеями утопического социализма, незадолго до того вдохновенно изложенными французом Этьеном Кабе в своем эпохальном труде "Путешествие в Икарию", Монтуриоль и еще несколько мечтающих о всеобщем равенстве и братстве молодых людей создали "икарийскую группу" и одно время даже издавали журнал под названием "Братство" - кстати, первый печатный орган коммунистического толка в Испании. Вот, например, цитата из гимна организации:

"С сегодняшнего дня все люди - братья,

Не будет больше рабов и хозяев.

Вперед, вперед, икарийцы,

 

Под знаменем любви!" 

Судьба "икарийского движения" в целом настолько показательна. что следует вкратце упомянуть о ней. В 1848 году мечтательный француз Этьен Кабе, основатель движения, все-таки решил уехать в Америку, где купил участок земли, и воплотить свои месты в реальность - то есть, основать первое в мире коммунистическое поселение-колонию. Правда, вместо двадцати тысяч икарийцев, котрые, как надеялся  Кабе, примкнут к нему и уедут за мечтой, набралось всего 69 таких же отъявленных местателей (среди них три каталонца) - но не это оказалось самым страшным.

На практике сразу же выяснилось, что идеи всеобщего равенства и братства совершенно не стыкуются с по определнию глубоко порочной человеческой натурой, а также тяготами быта и отсутствием денег на первое время. Идея с жутким треском провалилась, сам отец-основатель икарийского движения, Этьен Кабе, умер от горя в Иллинойсе в 1856-м. 

 

Монтуриоль был глубоко разочарован провалом эксперимента, однако и не думал расставаться с идеалистическим мировоззрением.

 

После краха Французской революции и последовавшей за этим реакции в Испании (издававшееся Монтуриолем "Братство" тут же запретили, а сам он некоторое время, до амнистии в 1849-м, вынужден был скрываться на территории сопредельной Франции), он занялся издательством нового журнала, "Отец семейства", на страницах которого отстаивал права рабочих "на хлеб, нравственность и образование" и защищал профсоюзное движение. Журнал, как и следовало ожидать, закрыли, а самого неуемного Монтуриоля оштрафовали на 12500 песет. 

Утомленный перманентным преследованием властей, Монтуриоль удалился на время в родной Фигерас и принялся зарабатывать на хлеб ремеслом художника - поистине энергия и таланты этого человека были неисчерпаемы!

Как-то находясь в Кадакесе, Монтуриоль стал свидетелем смерти одного из ныряльщиков за кораллами, что заставило его всерьез задуматься над тем, насколько опасен этот древний труд. Размышления Монтуриоля никогда не ограничивались чистым теоретизированием. Любое зерно его мысли норовило проклюнуться и прорасти в практическую жизнь, как было и в этот раз. 

Случайно виденная им смерть ныряльщика привела к тому, что, вернувшись в Барселону, в 1857 г. Монтуриоль основал коммерческое предприятие, основной целью которого, как значилось в уставе, было сделать древний промысел кораллов более безопасным.  Второй, не мнее важной задачей, являлось изучение практически неизвестного, таящего в себе бездну открытий подводного мира.

Чтобы успешно решить обе задачи, Монтуриоль задумал ни много не мало, а выстроить подводную лодку! Да, именно подводную лодку. Настоящую! Причем заметьте, за воплощение этой идеи взялся не иженер, не ученый, не механик, наконец, а недоучившийся медик, непрактикующий юрист, недипломированный художник, неугодный политик - наш Нарцисс Монтуриоль. И не просто взялся, а преуспел!  

Вот они, истинные гении: им наплевать, на то, чего у них нет, зато они четко знают, что им нужно и, главное, абсолютно уверены, что добьются желаемого. 

 

На воплощение задумки требовались деньги, и много больше 10 000 песет, составлявших уставной фонд основанного Монтуриолем общества. Значительную часть средств - почти 20 000 печет - собрали бывшие соратники Монтуриоля по "икарийскому движению". Кроме того, активный Монтуриоль организовал открытую подписку, и каждый барселонский рабочий мог пожертвовать свою трудовую песету на славное дело, призванное облегчить рабский и безусловно опасный труд охотников за кораллами.

В конце концов, строительство "Иктинео" (название, совмещающее в себе два древнегреческих слова: ichtus - рыба, и naus - судно, корабль) обошлось в кругленькую сумму в сто тысяч песет и загнало Монтуриоля в крупные долги.

И все-таки он был построен - прекрасный "Иктинео", или "Иктинео Первый", как следует называть его для ясности.

Вот он, этот подводный мини-монстр, одновременно напоминающий винную бочку и "желтую субмарину" легендарных битлов.

 

Построенная на барселонских верфях "Нуэво вулкано", лодка имела водоизмещение 10 тонн, была 7 м в длину и 2, 5 метров в ширину, приводилась в движение мускульной силой 4-х человек, развивала в надводном положении два узла, а под водой - и того меньше,  а рабьим свои силуэтом очень походила на "Морского Дьявола" - подлодку, созданную и испытанную чуть раньше немцем Вильгельмом Бауэром. 

"Ну, и что же в этом "Иктинео" такого авангардного?" - воскликнете вы. Первая подлодка, построенная в Испании? Да. Первая подлодка в мире, построенная человеком не для убийства себе подобных, а с сугубо мирными целями? Тоже да. Но это и всё? Нет, дорогие друзья - не всё. 

Дело в том, что Нарцисс Монтуриоль, впервые в истории подводного кораблестроения, спроктировал и построил подводную лодку с двумя корпусами: наружным, так называемым "лёгким корпусом" - обтекаемой формы, обшитым оливковым деревом; и внутренним, или "прочным" - цилиндрической формы,  с дубовой обшивкой толщиной 15 см. Пространство между корпусами было занято балластными цистернами.

Сейчас прочный (обеспечивающий прочность) и легкий (обеспечивающий обтекаемость) корпуса подлодки - классика, давно ставшая привычной, но мало кто знает, что впервые такое решение изобрел и применил на практике именно Нарцисс Монтуриоль. 

Все лето 1859-го г. Монтуриоль и его помощники вкалывали как проклятые, устраняя возникающие то и дело неполадки в конструкции, но 23 сентября того же года "Иктинео" вполне успешно выдержал публичные испытания, превратившие Монтуриоля в героя каталонской нации. В ходе эксперимента лодка совершила успешное погружение на 20 м, хотя конструкция была рассчитана и на вдвое большую глубину. 

Официальные испытания состоялись 7 марта 1861 г. в порту Аликанте в присутствии министров ,ответственных за флот и экономическое развитие державы. Реакция властей, как и следовало ожидать, была весьма сдержанной - проще говоря, лодка совершенно их не заинтересовала. 

Всего за свою недолгую жизнь "Иктинео" совершил 69 погружений, в ходе которых не случилось ни единого поломки или аварии. Смерть лодки была случайной - ее раздавил неудачно причаливший к пирсу пароход. Монтуриоль, тем не менее, был полон оптимизма и не собирался останавливаться на достигнутом. 

На волне успеха своего первого проекта и вызванного этим успехом энтузиазма публики ему удалось собрать 300 000 песет - и стрноительство "Иктинео 2" началось. 

 

Новая лодка была значительно больше предыдущей: водоизмещение ее составляло уже 46 тонн, а длина  -целых 14 м. Максимальная глубина погружения составяла 30 м, а экипаж вырос аж до двадцати человек, 16 из которых должны были выполнять функции подводных гребцов, приводя лодку в движение своей мускульной силой. 

Опять эта мускульная сила! Да еще целых 16 человек - это ведь настоящая подвожная галера получается. Возможно, именно такие соображения заставили мозг социалиста и борца за права рабочих Нарцисса Монтуриоля заработать с удвоенной силой. 

Для начала он решил поберечь гребцов-пролетариев хотя бы в надводном положении и установил на лодку паровой двигатель мощностью 6 лошадиных сил, позволивший ей ходить по поверхности со скоростью в четыре с половиной узла.  

Эх, как бы применить силу пара еще и под водой? Но это ведь невзоможно: будучи запущен в подводном положении, обычный паровой двигатель мгноавенно сожрет весь кислород и превратит лодку в раскаленный ад. Думай, Монтуриоль, думай! И Монтуриоль думал, сжигая колеса перегретого мозга.

Результатом длительных исследований и экспериментов явилась изобретенная им химическая реакция между диоксидом марганца, цинком и хлоратом калия. Эта реакция сопровождалась выделением большого количества тепла. более чем достаточного для превращения воды в пар. Кроме того, в результате ее выделялся кислород, который, после очистки, подавался обратно в трюм.

Так, в муках и тяжелых трудах, на свет появилась первая в мире лодка с паровым анаэробным (воздухонезависимым) двигателем! Для этой химический топки пришлось установить еще один котел, поменьше, дававший мощность в 2 лошадиных силы. Из-за большого количества основных и вспомогательных механизмов свободное внутреннее пространство лодки ужалось до максимально возможного минимума - но она работала!

2 октября 1864-го г. "Иктинео 2" был спущен на воду, а 20 мая 1865-го успешно прошел публичные испытания.

 

Кстати, в следующий раз к идее воздухонезависимого двигателя для субмарины вернкулись лишь в 1940-м, при строительстве нацистской Германией экспериментальной подводной лодки V-80.

 

В 1958-м Королевский флот Великобритании также построил две субмарины класса "Эксплорер", работавших на схожих принципах. Конец экспериментам в этой области положило лишь применение ядерной энергии. Все это позволяет представить, насколько Нарцисс Монтуриоль опередил свое время. 

В этом и заключалась трагедия изобретателя. "Иктинео 2", как и его предшественник, вызвал большой шум в прессе; полтора десятка погружений субмарины сопровождались традиционным интерсом публики - однако в практическом смысле ни власти, ни представители бизнеса лодкой совершенно, как и в первом случае, не заинтересовались.

Между тем, исследования и испытания требовали финансовых вложений - и немалых.

 

Монтуриоль не успел еще расплатиться с долгами по первому проекту - а к ним прибавлялись все новые. Надежды изобретателя терпели крушение и уходили на дно. В конце концов,  наступил тот черный день, когда Монтуриолю пришлось объявить себя банкротом. 

Подлодку конфисковали в счет погажения задолженности, однако кредиторы не знали, что с ней делать, и долгое время она медленно умирала на слипе в Барселонскои порту. В конечно счете, чтобы хоть что-то выручить, ее сломали и распродали по запчастям. В частности, паровой двигатель мощностью 6 лошадиных сил купил один фермер с барселонской окраины и с его помощью долго и успешно молол муку.

Что касается Нарцисса Монтуриоля - его вера в человечество была сильно подорвана. Нет-нет, он продолжал чем-то заниматься, например, изобрел машинку для скручивания сигар и синтетические подошвы для обуви, равно как и множество других, полезных и не очень, вещей - однако сердце его, принадлежавшее морским глубинам, было разбито. 

 

Ни общественная деятельность, ни изобретения не приносили ему ни душевного, ни финансового удовлетворения.

 

Ко всему прочему добавилась целая череда смертей родственников и близких ему людей. Умер Монтуриоль в нищете и безвестности в Сант Марти де Провенсальс, в доме своего зятя, в 1885-м г. 

Однако именно его черты использовал Жюль Верн при создании своего знаменитого персонажа Капитана Немо. Не очень-то мирный неудачник Монтуриоль похож на всемогущего и жестокого в своем справедливом гневе властелина подводного мира, каким изобразил писатель своего капитана - скажете вы.

 

Так-то оно так, но вспомните - и Монтуриоль, и капитан Немо одинаково одержимы верой во всеобщее равенство и братво, в одинаковое право на счастье и благополучие, которое должны иметь все без исключения живущие.

И, кстати, такой же несбыточной мечтой проникнута и веселая "Желтая субмарина" Битлз - алегория идеального мира, а сама лодка из одноименного мультфильма подозрительно напоминает симпатичных оливковых "монстриков" Нарцисса Монтуриоля - вы не находите? Хотел бы напомнить, что в 1965-ом году Битлз дали два концерта в Испании, и один из них - в Барселоне.

Кто знает, может, именно здесь, увидав желтую подлодку мечтателя Монтуриоля, и стали Битлы подспудно вынашивать замысел своей замечательной песни. Надо будет как-нибудь написать Полу Маккартни и выяснить все досконально!

Барселона-Экскурс экскурсии и гиды в барселоне