Руки молящегося - Альбрехт Дюрер

Руки молящегося - Альбрехт Дюрер

"Руки молящегося" - рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный в 1508 году и в наши дни представленный в Галерее Альбертина (Вена). Парадокс этого знаменитого рисунка заключатся в том, что изначально он был выполнен как набросок к значительно более крупной и важной работе - так называемому "Алтарю Геллера", однако сегодня этот этюд известен гораздо шире, чем сам алтарь. 

Так уж вышло, что "Руки молящегося" стали "вирусной" работой Дюрера, давно уже абстрагировались и от Алтаря Геллера, и от самого Дюрера, ушли, что называется, в народ и стали жить самостоятельной жизнью.

«Руки молящегося» — самое репродуцируемое произведение Дюрера. Переведённое в скульптурное изображение, оно продаётся вместе с другими предметами церковной утвари, небольшие рельефы с «Руками молящегося» считаются «синонимом мольбы».

Изображение дарились на конфирмацию, им иллюстрировались издания Библии, оно воспроизводилось на открытках с выражением соболезнования. В работах, посвящённых китчу, тиражирование рисунка Дюрера приводится как пример его высшего проявления. В Европе пользуются спросом репродукции или небольшие рельефы «Рук молящегося», в Соединенных Штатах популярны скульптурные версии.

Массовое тиражирование рисунка породило протесты. Так, график Вернер Йюнглинг создал в 1970 году сериографию под названием «К конфирмации», представив «Руки молящегося», скреплённые друг с другом шпилькой с барашковыми гайками.

Рисунок, на котором изображены две сложенные в молитве руки, выполнен кистью серым тоном и белилами на синей грунтованной бумаге и является этюдом к центральной части «Алтаря Геллера». Дюрер рисовал собственные руки и для изображения правой руки использовал отражение в зеркале левой. Изначально на этом же листе бумаги находился эскиз головы апостола. Рисунки были разделены позднее.

Франкфуртский торговец сукном Якоб Геллер заказал Дюреру картины для алтаря, получившего впоследствии его имя. Молящийся апостол находился у правого края центральной части алтаря. В 1614 году герцог Максимилиан Баварский приобрёл центральную часть алтаря для своей коллекции произведений искусства. 

Не позднее 1617 года с работы Дюрера нюрнбергским художником Иобстом Харрихом была выполнена копия для оставшегося во Франкфурте алтаря. Благодаря этому обстоятельству в настоящее время можно представить себе как выглядел оригинал Дюрера, погибший в 1729 году при пожаре Мюнхенской резиденции.

Как мы уже сказали, «Руки молящегося» — подготовительная штудия к «Алтарю Геллера», однако, этот рисунок более известен, чем само произведение. Тщательность, с которой Дюрер изобразил эти детали, оправдалась, по меньшей мере, посмертно. 

В то время как голые ступни стоящего на коленях на переднем плане апостола вызвали в конце XVI века настоящий «ножной фетишизм», «Руки молящегося» в XX веке признаны как самый популярный мотив Дюрера. Художник хранил листы штудий и неоднократно их использовал в несколько измененной форме, в чем его вполне можно понять - рисунок получился превосходным. 


При создании статьи были использованы материалы из ВикипедиИ (Свободной энциклопедии)

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0