Загадка Гитлера - Сальвадор Дали

Загадка Гитлера - Сальвадор Дали

Картина "Загадка Гитлера" была написана Сальвадором Дали в конце 1938-го, в начале 1939 г.г.  и стала очередным обращением художника к одиозной фигуре вождя нацистов Адольфа Гитлера, который в то время готовился развязать мировую войну.

 Напомним: ранее весьма провокационные высказывания Дали в адрес Гитлера стали последней каплей, переполнившей чашу терпения его коллег - сюрреалистов. Во многом благодаря откровенно двусмысленным заявлениям отностельно личности Гитлера, Дали был окончательно исключен из членов кружка - чего, собственно, и добивался. 

Впервые картина "Загадка Гитлера" была представлена публике в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке на персональной выставке Дали, проходившей в марте-апреле 1939-го и имевшей большой успех. 

Дали продал тогда картин более чем на 25 000 долларов, хотя, что примечательно, "Загадка Гитлера", которую сам художник позиционировал, как "ключ экспозиции" (с чем трудно не согласиться), так и осталась, в конце концов, непроданной. 

Сальвадор Дали рассчитывал выручить за "Загадку Гитлера" 1 750 долларов - сумму не маленькую, но и не огромную. Возможно, потенциальных покупателей отпугнула сама личность персонажа, имя которого легло в основу названия картины: в то время зловещий масштаб притязаний Гитлера возрастал со скоростью  тревожной и пугающей, а истинный лик нацистского вождя приобретал все более демонические черты.

В настоящий момент картина Дали "Загадка Гитлера" (95 Х 141 см; холст, масло) находится в коллекции Центра искусств королевы Софии в Мадриде. 

Смотреть видео "Загадка Гитлера" на нашем канале:

Загадка Гитлера - истоки и предпосылки "Гитлеромании" Дали

Когда Дали впервые начал демонстрировать повышенный интерес к маниакальной личности Гитлера? Вскоре после того, как тот пришел к власти. Приведем цитату из широко известного труда Дали "Дневник одного гения", опубликованного в 1962-ом году в Париже: 

«Тем временем Гитлер на глазах становился все более гитлеровским, и однажды я написал картину, где нацистская нянька спокойно вязала на спицах, невзначай усевшись в огромную лужу. Идя навстречу настоятельным просьбам некоторых своих ближайших сюрреалистических друзей, я вынужден был вымарать с ее рукава повязку с изображением свастики. Вот уж никогда бы не подумал, что этот знак способен вызывать такие сильные эмоции. Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками. 

Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости...»

Зная фантазийный склад ума "ампурданского гения" и его склонность к органичному, как дыхание, эпатажу,  а также принимая во внимание тот факт, что "Дневник одного гения" увидел свет значительно позже описываемых событий, позволим себе усомниться в словах Дали и обратимся к его работам, чтобы убедиться: да, все вышепроцитированное - правда. 

Образ "гитлеровской няньки" действительно появляется в работах Дали уже в 1933-ем (не дошедшая до нас картина "Загадка Вильгельма Телля" (просьба не путать с одноименной широко известной работой художника), и в 1934-ом: "Зависимость от мебельной еды", "Призрак и фантом". 

Можем ли мы на основании этого предположить, что Сальвадор Дали разделял нацистскую иделогию? Разумеется, нет! Нет и никоим образом. Истинные причины сверхувлеченности Дали образом Гитлера кроются в другом. Во-первых, к тому времени Сальвадор окончательно, так уже получилось, разочаровался в идеях коммунизма, попутчиками, а то и деятельными участниками которого являлись в то время многие сюрреалисты (если не все). 

Во-вторых, Дали активно набирал известность и творческую мощь. Он уже не был безвестным мальчиком из провинции, но превратился в самостоятельную творческую единицу, и ему становилось откровенно тесно в рамках любого движения - в особенности, сюрреалистического, где так или иначе существовал диктат вождя - Андре Бретона. 

Определенная "усталость" Дали от сюрреализма была вызвана и тем, что художник однажды осознал: сюрреалисты - совсем не те, за кого себя выдают. Исповедуя полную и безграничную свободу творчества и самовыражения, не скованную никакими нормами морали, они, тем не менее, существовали в плену множественных запретов и табу, одним из которых как раз являлся гитлеризм. 

Максималист и человек с самым аналитическим складом ума, Дали не мог не замечать этого противоречия - и потому его заявления о том, что единственным истинным сюрреалистом в кружке сюрреалистов был он сам, вовсе не лишены обоснованности и логики. В этой связи интерес Дали к Гитлеру - это своего рода инструмент, с помощью которого художник пытался показать сюрреалистам всю несостоятельность их собственнной идеологии, готовясь тем временем к "сольной карьере".

И, наконец, нельзя отрицать тот факт, что Гитлер был фигурой исторической - а Дали всю жизнь преклонялся перед личностями вселенского масштаба, создающими историю - взять того же Наполеона, Ленина или Франко. Тот факт, что Дали испытывал интерес к личности Гитлера, вовсе не означает, что художник разделял его идеологию - и он действительно ее не разделял.

 В Театре-музее Дали в Фигерасе на одном из этажей постоянно экпонируется серия литографий Дали, посвященных геноциду евреев во время Второй Мировой - вряд ли сторонник Холокоста стал бы утруждать себя ее созданием. 

Загадка Гитлера - Сальвадор Дали (1938)

Загадка Гитлера - история создания картины

После невероятно важной для Дали встречи с Зигмундом Фрейдом в Лондоне (19 июля 1938), Сальвадор и Гала на какое-то время заехали во Флоренцию, а в сентябре 1938-го поселились на вилле Коко Шанель под названием "Пауза", что в местечке Рокабрюн недалеко от Монако.  Дружба между Дали и Коко общеизвестна. 

Художнику были предоставлены все мыслимые и немыслимые удобства для занятий живописью, включая интеллектуально-творческую компанию, которой всегда любила окружать себя Шанель - и работа закипела!

На вилле Шанель Дали целых четыре месяца напряженно писал, готовя картины для будущей выставки в Нью-Йорке. Ситуация в Европе была тревожной и самой предгрозовой. Примечательно, что как раз в те дни, 29 сентября 1938-го, лидеры Европы Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье подписали позорный "Мюнхенский Пакт", в соответствии с которым агрессивные притязания Гитлера на часть Чехословакии были удовлетворены, и Германии отошла Судетская область.

Очень хорошо выразился по этому поводу Уинстон Черчилль: "Англии был предложен выбор между войной и бесчестьем. Она выбрала бесчестье и получит войну". 

Как известно, все попытки проводить политику "сглаживания и умиротворения" оказались неспособны сдержать гитлеровскую экспансию. Мир был обречен на войну, что вскоре и подтвердилось. Интересно, что значительная часть переговоров, предшествоваших подписанию "Мюнхенского Пакта", велась сторонами по телефону - отсюда в картине изображение телефонной трубки. 

Но, заметьте, трубка эта ни к чему не подсоединена, она находится в безнадежном кантовском вакууме "вещи самой по себе", что указывает на то, что основная ее функция, коммуникативная - более не выполняется.

Полный провал переговоров как раз и символизирует эта трубка, расположенная над фотографией Гитлера и выражающая, помимо прочего, всю беспомощность и бесполезность достижений прогресса перед первобытной жаждой крови, которая всегда жива в человеке. 

Всё в картине несет ощущение тревоги и грядущей беды: серая поверхность моря, предвещающая шторм после затишья, летучие мыши, свинцовая пустынность пейзажа... Люди перестали слышать друг друга, все перговоры не способны более ни к чему привести, и катастрофы избежать, увы, не удастся - именно таков посыл Дали в этой работе. 

Картина открывает серию мрачных полотен Дали, свидетельствующих о неизбежности грядущей войны. Тогда же Дали написал и очень схожую по сюжету, цвету и настроению вещь - "Имперские Фиалки", которая в данный момент находится в Театре-музее Дали в Фигерасе. 

Вот как выразился о "Загадке Гитлера" сам Дали: "Эта картина показалась мне наделенной ценностью предвиденья, обещавшего наступление средневекового времени, черная тень которого накроет всю Европу. Зонтик Чемберлена является здесь символом дурного предчувствия, он похож на летучую мышь и всегда вызывал во мне чувство отвращения, как только я брался писать его"

Что же, если Дали действительно предвидел грядущую катастрофу всемирного масштаба, он оказался совершенно прав - вскоре пожар войны заполыхал с поистине дьявольской силой, и на мир обрушились неисчислимые бедствия.  

НАША КНИГА О ДАЛИ И ЕГО МУЗЕЕ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0