Хлеб на голове и блудный сын со своим отцом - Сальвадор Дали

Хлеб на голове и блудный сын со своим отцом

Картина "Хлеб на голове и блудный сын со своим отцом" была написана Сальвадором Дали в 1936 году. В наши дни эта небольшая вещь (22 х 17 см, холст, масло) находится в частной коллекции. 

 

Хотя картина содержит абсолютно "классический" для работ Дали 1935 - 1936 г.г набор образов (персонажи с батонами хлеба на голове, скалы мыса Креус, девочка (девушка) со скакалкой, встающие на горизонте Пиренейские горы, здание церкви при колледже, где училась сестра художника Ана-Мария) - сам выбор сюжета, закрепленный и в названии, далеко не случаен. 

 

Незадолго до написания картины произошло одно из самых важных, как считал тогда Дали, в его жизни событий - примирение с отцом. 

Напомним: разлад между двумя Сальвадорами, старшим и младшим, начался в 1929-ом году, с появлением в жизни художника русской женщины по имени-прозвищу Гала. Мгновенная и безоглядная любовь, которой сын воспылал к этой совершенно недостойной, по мнению отца, женщине, привела к конфликту "отцов и детей", который, в свою очередь, закончился полным разрывом отношений между художником и его отцом. 

Дали старший (обладавший, надо признать, весьма авторитарным характером), столкнувшись с упорным нежеланием сына выбросить новоявленную возлюбленную из головы и, соответственно, жизни, решил идти до конца: сын был в буквальном смысле изгнан из отчего дома, а по завещанию 1931 года еще и лишен наследства. 

Ни о какой финансовой поддержке со стороны родителя речи, естественно, больше не шло - и Дали, таким образом, лишился едиенственного на тот момент источника существования. Вот почему первые годы их совместной с Галой жизни были в материальном отношении довольно непростыми. Говоря проще и прямее - Дали и Гала пытались выживать всеми возможными способами, каждый день и час балансируя на грани окончательной финансовой катастрофы. 

Тем не менее, им удалось выжить, более того: дела помаленьку налаживались, и в 1934-ом, впервые оказавшись в Нью-Йорке, молодой Сальвадор обнаружил, что он, оказывается, знаменитость. Возвращение из США проходило под знаменем тотального триумфа - и как раз в тот период Дали решил, наконец, примириться с отцом - хотя и понимал, что даже если это примирение и прозойдет, взаимные обиды им удастся забыть далеко не сразу. 

Важную роль в этом примирении сыграл дядя Сальвадора - Рафаэль Дали, одинаково любивший и своего брата, и его "блудного сына" и всячески желавший, чтобы затяжному конфликту был положен конец. 

Встреча Дали с отцом состоялась в марте 1935 года и проходила в присутствии дяди Рафаэля и его жены Марии. Как рассказывала впоследствии Мария своей дочери Монсеррат (двоюродной сестре Сальвадора), разговор был тяжелым. Нотариус (отец Дали) снова принялся обвинять сына, Сальвадор оправдывался, но, кажется, готов был вспылить и перейти к ответным обвинениям - но вместо того, неожиданно для себя, разрыдался. 

Это был пик эмоций, самый напряженный момент разговора: в итоге прослезились все, находившиеся в комнате, и так, со слезами на глазах, бросились обнимать друг друга. Мир, пусть, как выяснится впоследствии и не не навсегда, был восстановлен. 

Все годы разлуки и ссоры Дали в своих работах возвращался к тем своих отношений с отцом регулярно, со сложным и откровенно противоречивым чувством ненависти, злости, обиды и любви одновременно. Что же, примирившись с отцом, он мог во всеуслышани заявить об этом, что и не замедлил сделать, написав картину "Блудный сын со своим отцом".  

Что до отца художника, за пятнадцать лет, которые ему осталось прожить, он десять раз менял завещание, внося в него бесконечные поправки. В итоне Сальвадору досталась символическая сумма - большую часть довольно скромного наследства получила сестра Сальвадора, Ана-Мария. Отец рассудил, что теперь, когда дела у сына наладились, он вполне в состоянии позаботиться о себе сам - а вот Ане-Марии помощь в виде наследства совсем не помешает. 

Так, в общем, и было, и Сальвадор Дали воспринял бы это "ущемление в правах" совершенно спокойно, если бы не новый конфликт между ним и семейством, приключившийся незадолго до смерти отца. Снова хрупкий мост мира, возведенный с большим трудом, рухнул в черные воды ненависти и вражды, на этот раз окончательно: смерть отца лишила их возможности примирения. (источник фото: Сайт фонда "Гала-Сальвадор Дали")

Write a comment

Comments: 0