Как живётся Рамбле без туристов?

19.10.2020. Коронавирус в Испании. Барселона. Как живётся Рамбле без туристов? В последние месяцы мы избегаем бывать на самом известном бульваре Барселоны - Ла Рамбла - "просто так". Грустно и больно видеть "барселонский Арбат-Крещатик", по которому раньше, в "докоронавирусную эру" за одни только сутки проходили свыше 200 000 человек. Сейчас туристов нет - и Рамбла удручающе и непостижимо пуста. Местные жители всегда были нечастыми гостями в этом самом туристическом месте Барселоны - и потому на Рамбле эта пугающая пустота особенно очевидна.

Да, эта пустота расстраивает и удручает, и потому ходить туда "просто так", чтобы расстраиваться - увольте! И всё-таки раз-другой в неделю мы там бываем. Не просто так - с экскурсиями, которых у нас сегодня почти нет. Тем не менее, находится кажду неделю несколько человек, которые хотели бы куда сходить или съездить с экскурсоводом - как ни странно это звучит сегодня. Это, как правило, "наши" испанцы, а чаще всего, "наши" каталонцы или даже барселонцы, которые пытаются разнообразить свой досуг - за что им огромное спасибо. 

Если речь идет о Барселоне, чаще всего заказывают пешеходные эксурсии - по Готическому кварталу или непосредственно по тем же бульварам Рамблас, которые на самом деле таят множество интересных секретов - и тогда мы приходим сюда с людьми. Да, когда работаешь, нет времени предаваться рефлексиям, однако глаз всё равно фиксирует эту зловещую пустоту в самом людном в прежние времена месте Барселоны - и от этого никуда не скрыться. Эта пустота, о которой забываешь на время экскурсии (которых сейчас очень немного) обязательно настигнет тебя ночью, приснившись в одном из кошмаров, хоячешь ты того или нет.

Эта пустота пугающе очевидна. Да, бизнес на Рамбле пытаются выживать - но много ли у них шансов? В отличие от мэра Барселоны, я, барселонский экскурсовод, прекрасно понимаю, в какой степени Рамбла (как и вся Барселона) зависима от туристов - потому что сам занят в туризме. 

Что касается самих торговцев - сегодня, когда границы мира остаются закрытыми, они не склонны впадать в необузданный оптимизм: когда вернутся туристы, неизвестно, а отсутствие местных жителей вообще ставит бизнес на Рамбле на грань выживания. Отмечу, речь о тех, кто еще пытается выживать - поскольку многие магазины и кафе уже разорились и закрылись навсегда.

В верхней зоне бульвара Рамбла Жозеп Луис Мораис обслуживает тех немногих, кто приходит в его киоск. Это один из 13 киосков, находящихся в ведении Col·legi de Periodistes. В общей сложности там трудились 60 человек, большинство из которых сейчас временно уволены. У Жозепа до начала пандемии получалось продавать товар на 3000 евро в день. Теперь эта сумма составляет 200 евро - и то, если повезет.

Из 13 киосков ежедневно открыты только три. «Мы выставили на продажу чипсы, водно-спиртовой гель и маски. Потому что на продаже газет и журналов мы ничего не зарабатываем». На продаже газет и журналов ни один из киосков, честно сказать, не ничего зарабатывал и раньше - много ли в наши дни найдется тех, кто станет покупать бумажные журналы и газеты - при доступности той же информации в интернете? 

Реальным источником дохода для газетных киосков на Рамбле были всевозможные сувениры "под Гауди", которые, как несложно догадаться, покупали не местные жители, а туристы.  Исчезли туристы - исчез и источник дохода. Сегодня киоски снова превратились в киоски, как несколько десятилетий назад - но без клиентов, которые были тогда.

Что касается экономической помощи от правительства - с ней всё очень плохо. Остаётся надеяться только на себя, считает Жозеп. Дожить до нормальных времен удастся лишь тем, у кого хватит на это собственных сбережений. Остальной бизнес обречен. 

Спускаясь вниз по Рамбле, обращаешь внимание на то, что главный товар, который незименно присутствует в ассортименте любой торговой точки - это маски всевозможных дизайнов, материалов и ценовых категорий, пошитые трудолюбивыми каталонскими китайцами в мастерских Бадалоны.  Через несколько десятков метров вниз и направо - киоск, принадлежащий братьям Серхио и Альберто Кастро.

«Мы не хотим закрываться - хотя даже не покрываем расходы, тратя гораздо больше на жизнь и поддержание бизнеса на плаву, чем зарабатываем.  Так нам проще спасаться от безыходности, которая в последние месяцы стала нормой жизни», - говорит Серхио. 

Его брат Альберто вспоминает времена, когда они были открыты круглосуточно и у них не было отбоя от клиентов. «Мы, пожалуй, сможем продержаться месяц, другой, третий - но больше вряд ли. Если всё продолжится, как сейчас, нам просто придётся закрыться навсегда», - повторяет Серхио.

Перед лотереей Вальдес, единственной оставшейся на Рамбле, можно увидеть (о, чудо!) маленькую очередь из шести-семи человек. Лотереи - это излюбленная забава местных жителей. Однако в это же время год назад очередь была бы гораздо больше. «Продажи упали на 50%.» - сокрушается управляющая Александра Арлеттаз.

Раньше в Вальдес на Рамбле работали 15 человек - сейчас осталось шесь сотрудников, остальные временно уволены.  По словам Александры, пенсионеры, которые были главными покупателями, перестали приходить за билетами. «Глядя на цифры, я понимаю, что нынешний кризис будет гораздо глубже, чем кризис 2008-го года», - ззаключает невесело Арлетазз.

Рынок Бокерия - старейший и самый известный в Барселоне, выходящий своим модернистским фасадам на бульвары Рамблас, тоже без туристов пустует. 

Мирейя Санчес, которая до начала пандемии не успевала взвешивать и упаковывать все виды орехов, которые предлагает клиентам ее торговая точка, радуется случайному клиенту, как манне небесной - и ровно то же самое можно сказать про любого торговца на этом прославленном рынке, входящем в десятку лучших продуктовых рынков мира.

А почему - да потому что рынок Бория был прежде всего туристической достопримечательностью, а уже потом рынком. И все его невообразимое многообразие съестного раскупалось не местными жителями, нет - но всё теми же туристами, на которых в своё время в Барселоне любили навешивать всех собак. 

Я далек от того, чтобы злорадствовать, Боже упаси - и мы, и торговцы на Бокерии находимся в одинаковой ситуации, и они нам "братья по несчастью" - но когда мэрия Барселоны, поддержанная десятком слабовменямых шовинистических старух, запретила вход на Бокерию туристическим группам свыше 15 человек - работники Бокерии не объявили забастовку против этого бредового указа. Возможно, кому-то даже казалось, что и без туристов Бокерия, при своей "крутости", вполне способна выжить и жить. Как выяснилось - не способна, даже в малой степени - и потому Бокерия сегодня являет собой всё ту же "мерзость запустения", что и вся Рамбла в целом. 

Что же пандемия, подобно лакмусовой бумажке, выявила ту истину, которую многие не понимали, а многие не хотели понимать, как не хотят понимать и сейчас: Барселона жила за счет туристов, и ничего плохого в этом, кроме хорошего, не было, нет и не будет. 

И пока туристов не вернут сюда, в этот город, Рамбла будет напомнать пустыню - как, впрочем, и вся Барселона. При отсутствии экономической помощи со стороны властей, которые предпочитают рассчитываться с бизнесменам Испании все новыми и новыми запретами, шансы на выживание у частных предпринимателей (в особенности, у малого бизнеса) неуклонно стремятся к нулю. Зато правительством Испании рассматривается вопрос о выделении 100 000 000 евро владельцу "Зара", который, как известно, является одним из самых богатых людей мира. Неладно что-то в Испанском королевстве...

Write a comment

Comments: 0