Небесная поездка - Сальвадор Дали

Сальвадор Дали - "Небесная поездка"

"Небесная поездка" (188 х 84 см; холст, масло) была написана Сальвадором Дали  в 1957-ом году при достаточно интересных обстоятельствах.

 

В 1943-ем, после покупки театра Зигфельда в Нью-Йорке, американский импресарио Билли Роуз заказал у Сальвадора Дали целую серию холстов для фойе. Театр был открыт ревю Роуза «Семь живых искусств», в котором раскрывались  сюжеты следующего цикла "живых искусств": «Музыка», «Опера», «Балет», «Театр», «Кино», «Радио» и «Буги-вуги». 

Дали выполнил семь картин примерно за шесть недель в одном из офисов театра Зигфельд, который с этими целями был временно переоборудован  в студию. В своих мумуарах Билли Роуз вспоминает, что в течение десятилетия миллионы людей стекались к нему в театр, чтобы увидеть эти работы - иными словами, громкое имя Дали, который всегда пользовался огромной популярностью у американской публики сработало наилучшим образом.

 

В апреле 1956-го года все картины были уничтожены в результате пожара в загородном доме Роуза, где они на тот момент находились. В 1957-ом году в обмен на компенсацию, полученную Роузом от страховой компании, Дали за два месяца заново переписал всю серию в своем номере в отеле St Regis в Нью-Йорке, заменив, однако, буги-вуги рок-н-роллом, а также внеся ряд других изменений. 

В частности, к семи живым искусствам добавился "Спорт", известный также под самостоятельным названаием "Небесная поездка". 

На картине, как видим, изображено весьма причудливое триумфальное шествие, главным персонажем которого является путешествующий в заболачных высях носорог на длиннейших суставчатых ногах, сразу напоминающим нам "космических слонов" из таких известных работ каталонского маэстро, как "Слоны" (1948), "Искушение святого Антония" (1946) или "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения" (1944). 

На спине у ручного носорога расположилась в свободной позе эротичная юная девственница, "дирижирующая" поездкой с помощью костыля - излюбленного образа Дали с начала тридцатых, символизирующего, как мы не раз уже рассказывали, импотенцию. Костыль, по краткому словарю сюрреализма - подпорка, необходимая для того, чтобы поддерживать некоторые твердые структуры, которые не состоянии сделать это самостоятельно. 

В контекте работ Сальвадора Дали костыль - главный символ центральной эротической темы искусства каталонского художника - его священной веры в импотенцию, как основной двигатель творческого процесса. 

К 1950-ым годам Дали открыто прославлял свое сексуальное бессилие, во всеуслышание заявляя, что «все великие люди, менящие историю целого человечества, были импотентами - включая Наполеона. Обычные люди, у которых в сексуальном плане все в порядке, способны делать только детей - и ничего больше. А вот если с потенцией беда, вам не остается ничего другого, как создавать фантастическую музыку, архитектуру или завоевывать целые континенты. 

Что касается носорога - это относительно "новое" наваждение Дали, навязчивый образ, который вошел в картины  каталонца в начале 50-хх - да так и оставался там целое, как минимум, десятилетие. 

Все началось в 1950-ом, когда малоизвестноый поэт Эммануэля Лютена, большой почитатель таланта Дали, подарил художнику носорожий рог. Подарок этот странным образом взволновал Сальвадора и обрадовал его, как ребенка.

 

-Вот увидишь, этот рог спасет мне жизнь - с глубокой, ни на чем не основанной убежденностью заявил он по этому поводу жене.

 

С той поры Дали носился с этим "рогатым" подарком, как с писаной торбой. Он не расставился с ним не на миг и впал в глубочайшую зависимость от подарочного носоробего рога. Рог, можно сказать,  настоящим тараном вторгся в коллектив фетишей и навязчивых идей Дали, заняв там одно из ключевых мест.

Для Сальвадора Дали носорог стал самым «космическим» животным, принадлежащим к небесам даже в  большей степени, чем слоны на его знаменитой картине «Искушение святого Антония». Шкура носорога, как утверждал Даль, имела «множество божественных грануляций», а его рога, как он с радостью обнаружил, были «единственными рогами в животном мире, построенными в соответствии с идеальной логарифмической спиралью».

 Говоря о "двойной спирали", Дали, конечно же, имел в виду строение молекулы ДНК. Хотя впервые молекулу ДНК открыли еще в 1930-ом, общественный интерес к ней по-настоящему проснулся в 1953-ом, после того, как ученые Крик и Уотсон опубликовали результаты своих исследований, в которых содержалось описание двойного спиралевидного строения молекулы ДНК. 

Разумеется, Дали, внимательно отслеживавший все новое в мире науки,  не мог пройти мимо этого знаменательного события. Странным образом, как видим, строение молекулы ДНК лишь укрепило его железную веру в то, что рог носорога - лучшая и самая совершенная форма, созданная Матушкой-природой. 

Во многих восточных мифах рог носорога считается источником сексуальной потенции. Для Даля носорог тоже был олицетворением силы и мужественности, что абсолютно очевидно, исходя из откровенно фаллической формы носорожьего рога. 

А юная девственница, по мнению Дали являлась и целью, и потенциальным вместилищем "можественности" носорога, поэтому изображая девственницу и новорога (сущности, откровенно противополжные друг другу) вместе, Дали был, как всегда, в высшей степени последователен и логичен.

К слову, самым известным и самы эротичным "соединением несоединимого" - то есть, девственницы с носорожьими рогами - является очень известная картина "Содомское самоудовлетворение невинной девы" (1954). Интересно, что в ответ на упреки в чрезмерной "эротичности" работы хитрый и искушенный Дали заявил, что рог носорога происходит от рога единорога - символа непорочности, поэтому его якобы "самая эротичная работа" на деле является самой целомудренной. 

Вот такое "единство противоположностей, которое мы наблюдаем и в картине "Небесная поездка". Отверстие в туше носорога напоминает экран телевизора, где транлируется бейсбольный матч, и тоже неспроста: бейсбол Дали воспринимал именно с эротической точки зрения, считая эту игру абсолютной аллегорией сексуальных отношений. 

На заднем плане у частично закрытого облаком небоскреба можно разглядеть и еще один навязчивый образ, преследовавший Дали с детства: весьма условно изображенную, но все же легко узнаваемую (по картинам тридцатых) пару крестьян из очень популярной в свое время картины Жана Франсуа Милле "Анжелюс". 

Этот образ также связан в первую очередь с сексуальными переживаниями (подробно об этом читайте в нашем описании к картине "Архитектонический Анжелюс Милле")

Что касается образа святого Себастьяна или знаменитых "мягких часов" Дали - это тоже многократно повторенные в разных работах фетиши Дали, своеобразный "словарный запас" художника который он пополнял и которым пользовался на протяжении всей карьеры. Овладев этим словарем, можно понимать работы Дали с гораздо большей легкостью, чем может показаться на первый взгляд. 

В последний раз картина "Небесная поездка" появлялась на публике в июне 2015-го, когда на вечерних торгах аукциона Кристис была продана за 2 882 500 фунтов стерлингов

(3 833 000 долларов США).


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0