"Великий мастурбатор", Сальвадор Дали (1929)

Великий Мастурбатор Сальвадор Дали: описание и анализ картины
Великий Мастурбатор - Сальвадор Дали

"Великий мастурбатор" - картина, написанная Сальвадором Дали осенью 1929-го и до самой смерти художника находившаяся в его Театре-Музее в Фигерасе.

 

После того, как Сальвадор Дали перебрался в мир иной, завещав все свое состояние Испанскому государству, "Великий мастурбатор" уехал в Мадрид и экспонируется в наши дни  в Центре искусств королевы Софии, где вы можете насладиться этим сюрреалистическим шедевром вживую.

Собственно говоря, каждый раз, бывая в Мадриде, мы идём в музей королевы Софии только потому, что в постоянной экспозиции этого славного заведения присутствует "Великий мастурбатор". 

Перед этой картиной, уверяю вас, хочется стоять бесконечно, обхватив голову руками и задаваясь неразрешимым вопросом: "Как, как этому 25-летнему юноше с нахальными усиками (в то время они еще не достигли критических размеров) удалось создать такой шедевр!?"

В этой статье мы поговорим об истории создания картины (110 Х 150 см; холст, масло), а также о тайной и явной символике "Великого Мастурбатора" - безусловного "хита" Дали периода сюрреализма. 

Чтобы разгадать зашифрованные в "Великом Мастурбаторе" ребусы, воспользуемся нашим излюбленным методом: оживим в памяти обстоятельства жизни Сальвадора Дали на тот момент, когда была написана картина. 

История создания картины Сальвадора Дали "Великий Мастурбатор"

Эксгибиционизм - в целом свойственная современному искусству черта, а уж Сальвадор Дали в этом плане мог легко дать фору всем прочим творцам! Именно эта открытость - до конца, до самого донышка, каким бы неоднозначным это "донышко" не оказалось - одно из наиболее подкупающих свойств живописи каталонского художника. 

Все свои страхи, фобии, комплексы, обиды и переживания Дали не просто охотно, но с явным упоением тащил в искусство, умудряясь делать это с большим и неподражаемым шармом. 

Картина "Великий Мастурбатор" написана осенью 1929-го. Вспомним, что происходило в это время в жизни Дали. А происходили события архиважные: в августе Сальвадор Дали впервые увидел свою будущую жену - Галу. Увидел, и что, называется, пропал.

Втрескался, втюрился,  - одним словом, по уши влюбился в "русскую француженку" с первого (в крайнем случае, со второго) взгляда и, потеряв раз и навсегда голову,  принялся отчаянно с ней флиртовать - это, прошу отметить, при том, что художник в то время отличался крайней робостью в отношениях с особами противоположного пола. Если уж быть совсем точным, число его побед над женскими сердцами (и другими частями тела) выражалось круглой и печальной цифрой "0". 

Гала - парижанка русского разлива, известная, напротив, своей искушенностью в сексуальных утехах - ответила неискушенному, но пылкому каталонскому юноше внезапной взаимностью. 

В сентябре они объяснились, и Гала уехала в Париж: нужно было как-то подготовить к грядущим переменам своего ни о чем не подозревавшего (и горячо любившего ее) мужа - Поля Элюара

Семейство Дали избранницу Сальвадора не просто не приняло, но восстало против нее - искренне, решительно, дружно и всеми доступными силами. Особенно негодовал глава семьи - отец Сальвадора (тоже Сальвадор, но Сальвадор-старший), который, в наказание беспутному сыну, 2-го сентября даже составил новое завещание, по которому Дали-сын фактически лишался наследства. 

Влюбленному Сальвадору был поставлен ультиматум - либо родная и любящая его семья, либо эта насквозь порочная "Ля Мадам", как презрительно называл Галу отец Сальвадора. 

Дали, не собиравшийся отступать и предвидевший окончальное изгнание из семьи, как никогда много работал той осенью, рассчитывая продать свои картины в Париже и выручить путь небольшие, но средства, на которые им с Галой предстояло начинать совместную жизнь. 

В это время, напомним, Дали еще не был известен и финансово самостоятелен. Впереди художника ожидало полное опасений и тревог будущее - но там же, в этой пугающей неизвестности, была и Гала: женщина всей его жизни, смысл его дальнейшего бытия. Такова диспозиция, которая поможет нам разобраться в картине. 

Описание и символика картины "Великий Мастурбатор"

Все центральное пространство картины "Великий мастурбатор" занимает огромная голова с закрытыми (во сне) глазами, понуро или стыдливо уткнувшаяся носом в землю. 

Это, безусловно, сам Дали, и до описанных событий, и во время их, и после активно практиковавший онанизм, или мастурбацию - что, собственно, и обусловило название картины.

Прототипом этого своеобразного автопортрета послужил валун по имени La Roca Cavellera на мысе Креус, где, собственно, и произошло решительное объяснение между Дали и Галой.  Мыс Креус, о котором мы неоднократно рассказывали - и вообще бесконечный источник вдохновения Дали, удивительная природная мастерская, откуда художник позаимствовал многие свои образы. 

Мыс Креус - источник вдохновения Сальвадора Дали
La Roca Cavallera

Эту же носатую голову мы можем наблюдать и в других картинах Дали: "Мрачная Игра", "Портрет Поля Элюара", "Постоянство Памяти" и т. д. 

Есди копнуть еще глубже, выяснится, что помимо весьма характерной скалы, подсказавшей форму Великого Мастурбатора, Дали вдохновлялся еще и триптихом Иеронима Босха "Сад земных наслаждений", знакомство с которым свел в Музее Прадо, в период своей мадридской учебы. Приведем фотоколлаж, демонстрирующий, "откуда ноги растут", наглядно: 

Сальвадор Дали - Великий Мастурбатор

Что до мастурбации... Важно помнить, что на момент встречи с Гала Дали оставался девственником, невзирая на свой не совсем отроческий возраст - 25 лет. 

Мастурбация была для него самой что ни на есть привычной практикой на протяжении многих лет. В те несколько недель, что Дали и Гала были вместе, сексуальной близости между ними, как рассказывал в "Тайной жизни" Дали, не случилось.  

После отъезда возлюбленной, в ожидании встречи с ней,  Дали, по его словам, предавался мастурбации с угрюмой и исступленной яростью, испытывая при том жаркое чувство вины, поскольку "сперма каждый раз изливалась в никуда, и я чувствовал, что расходую ее впустую." 

Женская голова, тянущаяся к мужским гениталиям, прикрытым тонкими кальсонами - несомненно, эротические фантазии Дали, живущего в ожидании встречи с Галой, одновременно боящегося и жаждущего этой встречи.

Основой для этого образа послужила как-то увиденная Сальвадором открытка с изображением женщины, вкушающей аромат лилии - поэтому не стоит удивляться, что облик её имеет очень отдаленное сходство с "оригиналом" - то есть, с Галой. Фотографически точные портреты будущей супруги еще грядут. 

Присутствует в картине и изображение цветка - скорее, не лилии, а каллы, что сути, в общем, не меняет: и лилия, и калла, как известно,  символизируют чистоту и невинность. В этом, скорее всего, содержится оправдание мастурбации - как наиболее "чистой" формы сексуальной жизни. 

Пестик каллы, впрочем, имеет ярко выраженную фаллическую форму - как и язык льва с оскаленной пастью. Как и туловище одной из главных фобий Дали - саранчи. Как мы уже сказали, Дали и боялся, и желал секса с Гала одновременно. 

Оскаленные челюсти льва, по собственным словам художника - это его внутренний страх перед тем, что когда "дойдет до дела", он что-нибудь сделает не так, или подведет, в самый неподходящий момент эрекция  - и всё, всё пропало! 

О том же страхе предстоящего соития свидетельствуют и муравьи, ползающие по брюшку саранчи. Муравьи в работах Дали часто символизируют смерть, распад, гниение - и отсылают нас к истокам сексуальных фобий Дали. 

Как известно, в свое время отец Сальвадора, пытаясь оградить сына от сексуальных излишеств в будущем, специально держал на пианино книгу о венерических заболеваниях, раскрытую на странице с изображением изуродованных сифилисом половых органов. 

Такое половое воспитание, как видим, дало свои "плоды", навсегда поселив в обостренно восприимчивом мальчугане страх перед сексуальными отношениями. Первой и единственной женщиной, освободившей его от этого страха, стала Гала. 

Обнявшиеся мужчина и женщина - это Дали и Гала, признавшиеся в чувствах  друг к другу и связавшие судьбы свои навсегда (на 53 года, если быть точным, вплоть до смерти Гала в 1982-ом). 

Одинокая фигура внизу слева, бредущая вдаль - это снова Дали, предвидевший свое окончательное изгнание из семьи - что вскоре действительно и случилось. 

Обратим внимание и на яйцо, которое так часто присутствует в работах Дали - универсальный символ, который художник в разное время наделял разными значениями. 

Здесь, без сомнения, яйцо символизирует совершенно новую жизнь, которая ждет Дали вместе с любимой, и которая вот-вот начнется - то есть, "вылупится из яйца".  

А вот разбросанные там и здесь плоские камни (галька), согласно объяснениям  самого Дали - это остатки прошлого, от которого обоим предстоит, так или иначе, избавиться. 

Впрочем, самое главное в этой картине -  удивительное мастерство, которое демонстрирует Сальвадор Дали, будучи, по сути, еще совсем молодым человеком (на момент написания картины "Великий Мастурбатор художнику было всего 25 лет).

 Знаете ли вы, что работы Дали можно разглядывать часами, изучая все эти почти невидимые невооруженным глазом мелочи, тщательно выписанные каталонцем, и восхищаясь его изумительной техникой? (Читать описание картины "Великий Мастурбатор" на английском языке)

Смотреть видео "Великий Мастурбатор" на нашем канале:

НАШ АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРУ-МУЗЕЮ:

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали
Барселона-Экскурс - гиды в Барселоне

Write a comment

Comments: 0