Распятие, или Гиперкубическое тело - Сальвадор Дали

Распятие, или Гиперкубическое тело

Распятие, или Гиперкубическое тело (Corpus Hipercubicus) - одна из самых знаменитых картин Сальвадора Дали периода "ядерного мистицизма", написанная в 1954-ом году. 

 

Напомним: "ядерный мистицизм" - направление в творчестве Дали, сочетающее в себе воспевание религиозных ценностей (с испанским мистическим уклоном), приверженность к академической манере письма и  интерпретацию новейших достижений науки живописными средствами. Говоря проще и понятнее, с начала пятидесятых Дали молился трем богам: Иисусу Христу, Рафаэлю Санти и Вернеру Гейзенбергу.   

 

В наши дни это крупное полотно (194,4 х 123,9 см; холст, масло) можно увидеть в Музее Метрополитен, Нью-Йорк, куда оно попало в качестве дара из коллекции банкира, миллионера и филантропа Честера Дейла в  1955-ом.

 

В картине "Распятие, или Гиперкубическое тело", распятый Иисус изображен не на кресте, а на развертке гиперкуба, иначе называемого тессерактом. Напомним: гиперкуб - это аналог обычного трехмерного куба в четырехмерном пространстве.

Если куб (трехмерное тело) можно перевести в два измерения,  разложив его в многоугольник, состоящий из 6 квадратов, то четырехмерный гиперкуб в трехмерном пространстве примет вид фигуры из восьми обычных трехмерных кубов.

Прочитав написанное выше, я понял, что лучше всего воспользоваться методом визуализации - посему предлагаю взглянуть еще раз на репродукцию картины Дали, и все сразу станет ясно, как божий день. 

Определенное сходство гиперкуба с распятием (сходство, которое мог углядеть только Сальвадор Дали!) и привело к появлению самого необычного распятого Иисуса за всю исторю живописи, а заодно стало удивительно талантливым примером симбиоза науки и религии в произведении искусства - чем как раз и занимался в вышеупомянутый период Дали. 

Здесь следует сделать маленькое, но существенное отступление, чтобы стал понятен повышенный интерес Дали не только к гиперкубу, но и к четвертому измерению в целом. Дело в том, что мысли о смерти, с определенного момента тревожившие Дали все чаще, не вызывали у художника никакого энтузиазма. 

Напротив: он считал чрезвычайно глупой саму возможность собственной смерти - и потому намерен был избежать трансформации в неживую материю всеми возможными способами. А самым верным из них он считал как раз переход в четвертое измерение, дарющий, по словам самого Дали, истинное бессмертие. 

Исходя из этго пояснения, становится куда более понятным и вполне логичным решение Дали разместить Иисуса на гиперкубе, который, будучи объектом четвертого измерения, то есть, вневременным и вечным, символизирует и вечную жизнь Иисуса, после Распятия и Вознесения. 

"Гиперкубическое тело", как мы уже сказали - крупное полотно, над которым Дали работал увлеченно и не покладая рук, а процесс создания картины, по его собственным словам, запечатлел "так тщательно, как никогда ранее". С тем, как протекала работа над картиной можно ознакомиться в литературном труде Сальвадора Дали "Дневник одного гения". 

Гале, жене художника,   в этой картине доверена, кстати, роль не Богородицы (к которой Гала успела уже привыкнуть во время позирования для "Мадонны Порт-Льигата"), а Марии Магдалины, что, в определенном смысле, куда более соответствует весьма свободному образу жизни этой выдающейся женщины. 

Снова отвлекусь, ввиду внезапно пришедшей мне в голову мысли. Традиционно Галу принято не любить: редко среди наших туристов находится человек, испытывающий хотя бы минимальную симпатию ко второй неотъемлемой половинке Сальвадора Дали. 

Но, если вдуматться - почему?! За что? Очевидно, что никому из нас лично Елена Дмитриевна Дьяконова-Элюар-Дали не сделала ничего плохого! Ничегошеньки - кроме того, что воспитала, вывела в люди и подарила нам прекрасного художника, творчеством которого мы искренне восхищаемся. Так ведь за это её нужно скорее хвалить, нежели ругать - однако не любят её в народе, и всё тут! 

Да и при жизни, начиная с определененого возраста и положения, она вызывала у большинства окружающих стойкую неприязнь - исключение, пожалуй, составлял лишь обожествивший ее раз и навсегда Сальвадор Дали.  Чем-то это напоминает схожую ситуацию с Джоном Ленноном и Йоко Оно - не находите? Дали и Леннон, кстати, были знакомы лично и даже планировали совместное паломничество по Пути Сантьяго - однако вернемся к Гале. 

Неоднократно говорил это раньше, повторюсь и сейчас: если речи и поступки Дали, как и его литературные произведения, отличались запредельно высокой степенью фантазийности, то в живописи, напротив, художник старался быть документально точным. Его картины, по сути - лучшее и самое верное свидетельство того или иного периода славного далианского бытия. Это в полной мере относится и к обсуждаемой картине. 

В 1954-ом Гале исполнилось шестьдесят : еще далеко не "бабушка", особенно, по европейским меркам, но уже и не девочка - и Дали, отметим, даже не думает этого скрывать.  Крашеные волосы, где нет-нет да и пробивается седая прядь, прекрасно написанные руки, которые, как мы знаем, выступают главным индикатором женского возраста... 

Мы видим, что это руки женщины зрелой - и Дали хочет, чтобы мы это видели. Дали пишет Галу такой, какая она есть, Дали любит Галу такой, какая она есть, Дали не понимает, кому вообще может придти в голову подобная глупость: пытаться приукрасить совершенство! А Гала, по его мнению, как раз и является совершеннеший образцом человеческого, а возможно, и ангельского существа! 

Дополнительно следует отметить  выдающееся умение, с которым Дали изображает драпировку - она, как и всегда, выше всяких похвал. 

В глубине холста, у линии горизонта можно также разглядеть характерный силуэт скалы, запирающей выход из бухты Порт-Льигата: очертаниями она напоминает хребет дракона, и сегодня выглядит точно так же из окна мастерской Дали, где, собственно, и была написана эта картина. 

Черные и белые плиты пола, прекрасно различимые в нижней части картины - очередная отсылка к работам одного из кумиров Дали - голландца Яна Вермеера. Этой "ссылочкой" Дали ненавязчиво подчеркивает, что он, а никто другой, является живым наследником традиций великих мастеров прошлого. Так или иначе, в свое время Дали потратил множество усилий, стремясь воплотить "Распятие" в жизнь наилучшим образом - и, как видим, ему вполне это удалось! 

Распятие, или Гиперкубическое тело - Сальвадор Дали
Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0