Данте и Дали - "Божественная комедия" или Ад в Раю

05.10.2021. Данте и Сальвадор Дали. "Божественная комедия или Ад в Раю". В Театре-музее Дали в Фигерасе стартует новая временная выставка, на которой будут демонстрироваться фотокопии 100 иллюстраций, выполненных каталонским художником в 1949 году для издания «Божественной комедии» по заказу итальянского правительства, которое в конце концов, вынуждено было отказаться от сотрудничества с непредсказуемым и эпатажным мэтром. 

Сальвадор Дали был большим поклонником «Божественной комедии» Данте. «Это произведение, которое захватило меня до состояния одержимости, потому что в нем я нахожу и два ключевых аспекта своей собственной жизни», - заявил в свое время Дали в интервью журналу «Судьба», даже не подумав объяснить, о каких "аспектах", собственно, речь. 

«Я увлечен этой книгой, и уже мысленно выстроил план своей работы», - добавил Дали, под "работой" имея в виду заказ на 100 цветных иллюстраций к "Божественной комедии", который итальянское правительство сделало ему в 1949 году. Дали, никогда не упускавший возможность подзаработать, принял вызов, впрягся в работу и в итоге создал 100 акварелей. Тем не менее, результат не увидел свет до 1960 года, причем, "свет" этот оказался не итальяским, а французским. В Италия "Божественная комедия" с иллюстрациями Дали так и не была выпущена. Почему?

Да потому что итальянская популистская пресса назвала подняла невообразимый шум, окрестив иллюстрации Дали «государственной порнографией» - и правительство, убоявшись народного гнева, решило отменить заказ. А зря - иллюстрации получились великолепные.

Теперь, в 700-ю годовщину смерти Данте (1265-1321), выставка в Театре-музее Дали в Фигерасе, начиная со следующей пятницы, 8 октября, будет демонстрировать посетитителям фотографии этой сотни цветных иллюстраций вместе с семью оригинальными рисунками (один из них вообще не был опубликован), которые послужили живописцу подготовительными работами.

Выставка иллюстраций Сальвадора Дали к "Божественной комедии" Данте

Сальвадор Дали. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали

Джульетта Мерфи, куратор выставки, организованной Фондом Гала-Дали в сотрудничестве с Итальянским институтом культуры, подробно рассказала изданию El Periodico о причинах, по которым итальянское правительство в конце концов отменило заказ. 

"Спустя год после доставки 100 иллюстраций правительству Италии Дали попросил временно предоставить ему некоторые оригналы иллюстраций для своей выставки в Риме. В столице выставка была встречена прессой хорошо, но как только иллюстрации начали путешествовать по стране, оппозиция быстро организовала травлю культурного мероприятия.

Дескать, в послевоенную эпоху, когда страна живет в бедности и постоянных политических раздорах, исполнительная власть позволяет себе тратить кучу денег на роскошные лимитированные издания, которые, к тому же, иллюстрирует не "родной" итальянский художник, а этот несносный Дали!

Еще более подогрела градус общественного негодования брошюра, изданная к этой передвижной выставке. Авторы ее, вместо того, чтобы включить в брошюру более "классические" иллюстрации, уделили львиную долю внимания тем, что были посвящены Аду, где Дали в полной мере проявил свои сюрреалистические таланты, щедрой рукой добавив к визуальным кошмарам изрядную долю неприкрытой эротики, плавно перетекающей в порнографию (которая, в силу таланта Дали, всё равно должна считаться эротикой).

Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте

Сальвадор Дали. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали

Популистская пресса ликовала, упиваясь возможностью лягнуть ненавистное правительство побольнее. Послушная, как овца, общественность с готовностью возмущалась в заданном прессой направлении. Правительство хваталось за голову: зачем, ну зачем было связываться с этим провокатором Дали? Сальвадор оказался в центре очередного скандала, устраивать которые он был непревзойденный мастер. Тем не менее, скандал этот, как было сказано выше, привел к тому, что итальянские власти от сотрудничества с Дали отказались. 

Впрочем, художник и не думал унывать: работа была сделана, и дело оставалось за малым -найти на иллюстрации к "Божественной комедии" нового покупателя. В 1960 году Дали достиг договоренности с французским издателем Жозефом Форе о выпуске роскошного издания «Божественной комедии» совершенно эксклюзивным тиражом  всего в 33 экземпляра - и, разумеется, по баснословной цене. 

В конце концов издательский дом Les Heures Claires действительно напечатал этот эксклюзив на французском и итальянском языках. «Он был напечатан с использованием техник, которые позволяли очень четко разделять цвета и отражали всю тонкость исполнения оригинальных акварелей», - говорит Мерфи, специалист по графическим работам Фонда Гала-Сальвадор Дали. 

Дали продал издателю Жозефу Форе все 100 акварелей. Местонахождение этого сокровища сегодня неизвестно. «Хотя время от времени один из экземпляров выставляется на торги», - говорит куратор. Отсюда и копии, представленные на выставке.

Иллюстрации Дали к "Божественной комедии" Данте

Сальвадор Дали. Подготовительная акварель к "Божественной комедии" Данте. Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали

Президент Фонда Гала-Сальвадор Дали Жорди Меркадер указывает на глубинную связь между Дали и Данте. «Оба предвосхитили и включили в свою работу концепцию глобального знания своего времени. Данте представил астрофизику, оптику, культуру, науку ... И Дали делает то же самое, делая при этом множественные отсылки к Ренессансу - эпохе, давшей миру стольких гениев. 

Дали ссылается на Италию, которая также поклонялась Данте, Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело...  Дали ведет диалог сквозь века с Боттичелли, который уже в пятнадцатом веке иллюстрировал« Божественную комедию». Фактически, создавая свои иллюстрации, Дали работал с одним из французских изданий "Божественной комедии" 18-го века, иллюстрированным Боттичелли.

Обязательно нужно отметить и ещё один момент, который был для Дали крайне важен: Данте ровно в той же степени воспевал свою ненаглядную Беатриче, в какой Сальвадор Дали прославлял Галу - и в этом бескомпромиссном обожествлении второй половины для Дали и заключалось главное очарование Данте. Впрочем, в иллюстрациях художника Беатриче (которую никто никогда не видел, и которая в тексте "Божественной комедии" прямо по имени не упоминается) подозрительно смахивает на Галу (которую видели все).

Сальвадор Дали. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали

Write a comment

Comments: 0