"Дали д'Ор" - золотые монеты и украшения Дали

Золотые монеты и украшения Сальвадора Дали

Полюбовавшись мрачноватой, но мастерски написанной картиной "Имперские фиалки", мы продолжаем путь к Крипте - и за портьерой попадаем в еще один,  такой же небольшой и такой же затемненный - зал, где представлены золотые монеты и украшения из коллекции Dali d'Or - "Далидор", если по-русски и одним словом. 

 

В названии ничего странного нет - вспомните  монету луидор, введенную в обиход Людовиком 13-ым. "Луидор" как раз и означает "золотой Луи"! 

В 1966-ом году на этот примечателньный факт  обратил внимание и Сальавдор Дали: "У Людовика, видите ли,  была своя монета, а у меня, Сальвадора Дали, известного своим умением зарабатывать деньги и прозвищем "Деньголюб" - нет? Непорядок! Нужно исправлять!"

Так появилась идея выпустить серию нумерованных золотых монет с изображением на аверсе двух носатых профилей, один из которых, вдобавок, был еще и усатым. В итоге на свет и появились "далидоры", воспеваемые нами в этой статье. Сальвадор Дали разработал 4 размера монет: от совсем небольшого "далидорчика", размером со среднюю пуговицу, до самого крупного весом почти в унцию.

Выпуск "далидоров" был доверен Жан-Полю Шнайдеру из Лихтенштейна. В общей сложности за десять лете  таких нумерованных монет было выпущено около трех тысяч. 

Годом позже Дали пошел еще дальше и сделал эскизы к 15-ти ювелирным украшениям на основе "далидоров". Выполнить эту работу Дали поручил своему хорошему знакомому из Дюссельдорфа - ювелиру Кристиану Вормштайну. Всего было изготовлено 300 экземпляров коллекции. Кроме того, Шнайдер в 1984-85 изготовил лимитированную серию жезлов-кадуцеев по дизайну Дали - их мы тоже увидим в Крипте. 

золотые монеты и украшения дали

Наличие этого "храма золота" совсем рядом рядом с усыпальницей "вождя мирового сюрреализма" более,  чем не случайно. Всю свою сознательную жизнь Дали искренне и беззаветно любил золото - и золото, надо сказать, отвечало ему взаимностью.

 

Под золотом мы (и Сальвадор Дали) понимаем деньги вообще, а не только драгоценный металл - хотя именно золото Дали считал наивысшей и ничистейшей квинтэссенцией денег. 

 

Себя в в своем творческом познании мира и последующей монетизации результатов он уподоблял средневековому алхимику, который овладел секретом неблогородных металлов в золото - что удается лишь самым избранным. 

О деньгах вообще и о золоте в частности Сальвадор Дали говорил часто, много и с видимым удовольствием - в особенности, с той поры, когда его финансовая ситуация, наконец, выправилась, и на банковских счетах уже не гулял ветер. Высказывания эти - настоящие перлы остроумия, лишний раз свидетельствующие о том, насколько разносторонне одаренной личностью был художник.

Пожалуй, ни одно интервью, прессконференция, газетная статья или участие Дали в развлекательном шоу не обходились без упоминания художником такой существенной составляющей нашего бытия, как деньги.

В своей увлеченности финансовой темой Дали, за границей предпочитавший называть себя все-таки испанцем, а не каталонцом, нарушал этот принцип и подчеркивал свои именно каталонские корни - общеизвестно, что каталонцев принято считать самыми жадными испанцами. Приведем лишь несколько высказываний Дали на любимую тему:

"Все, к чему прикасается Божественный Дали, тут же превращается в золото."

Да, именно так! Дали нравилось говорить о себе в третьем лице, подчеркивая глобальную значимость собственной персоны; нравилось называть себя "божественным" (El Divino), явно намекая на "божественное право королей"; нравилось, в конце концов, уподоблять себя средневековому алхимику - носителю эзотерического знания. Собственно, таковым Сальвадор Дали на самом деле и являлся. 

 

"Как по мне, богатеть не стыдно - стыдно умереть под забором."

Высказывание, в первую очередь, думается, связанное с обстоятельствами изгнания Дали из лона семьи.

 

Когда в жизнь молодого Сальвадора вторглась "муза сюрреализма"  - Гала, отец художника категорически не принял этого вторжения, поставив, в конце концов, сыну жесткий ультиматум: "Или любящая тебя семья - или эта "Ля Мадам" (так, со всем возможным презрением, отец Дали называл избранницу сына").

 

Первый раз за свою дадцатипятилетнюю жизнь Дали не покорился воле отца - результатом чего стало изгнание из дома и лишение наследства. Именно тогда, разгневанный неповиновением отпрыска, отец Дали предрек ему голодную смерть под забором - фраза, которая намертво врезалась в память художника.

Собственно, пока был жив отец, Дали прежде всего ему доказыал всеми возможными средствами, что он он прекрасно способен обойтись и без родителской поддержки, и "умерерть под забором" совсем не входит в его планы. 

"Уже в детстве я решил шагать по жизни немножко мультимиллионером."

Доля истины в этих словах Сальвадора Дали есть - и немалая. Осознание собственной исключительности и невероятная амбициозность были свойственны малютке Сальвадору с самого нежного возраста.

 

Определенную роль здесь сыграло и то, что Сальвадор не был первым ребенком в семье: за три года до его рождения у четы Дали уже родился мальчик, нареченный, по семейной традиции, Сальвадором.

 

Ребенок прожил 22 месяца и умер от болезни - таким образом, однажды уже потеряв малыша, родители пылинки готовы были сдувать со своего второго ребенка; малютка Дали просто купался в море родительской любви и обожания: им восхищались, ему во всем потакали, его обожали - в результате на свет появилс маленький "Наполеон".

 

А императорам, как мы понимаем, без денег - и больших денег - жить невозможно, так что фраза Дали вполне правдива. 

"Наилучший способ освободиться от власти золота - это иметь его в достатке."

Сказано просто блестяще - лучше, пожалуй, и не скажешь! Ведь что есть, по большому счету, эта самая "власть золота"? Не что иное, как постоянно довлеющее над нами стремление заработать, и, по возможности, быстрее столько денег, чтобы хватило до конца дней, да еще осталось нашим потомкам - а потом зажить, наконец, в собственное удовольствие!

 

Положа руку на сердце - немногим людям выпадает счастье зарабатывать деньги, занимаясь при этом любимым делом - и точно так же многие из нас, будь у них возможность выбора, хотели бы прожить свою жизнь совсем иначе.

Большое количество денег - это не что иное, как возможность распоряжаться самым ценным что у нас есть -  временем жизни, по своему собственному желанию. Большое количество денег - это именно свобода выбора, о чем и сказал, очень точно и емко, Сальвадор Дали. 

"Если вы хотите заработать денег, все средства хороши, все способы законны - кража, плагиат... забавно лишь, что многие почему-то воображают, что зарабатывание ими денег послужит на благо человечества или принесет пользу потомкам."

Высказывание Дали, находящееся в прямой связи с предыдущим. Если действительно хочешь достичь свободы, которую даруют тебе большие деньги - забудь о моральных принципах и будь готов пойти ради этой великой цели на всё! 

 

Сальвадор Дали обладал массой недостатков: он был эгоистичен, заносчив, самовлюблен, порою обидчив, часто мстителен - но, при всем при том, имел и совершенно неоспоримое достоинство: с присущим ему цинизмом резать правду-матку в глаза.

 

Да, это достоинство проявлялось в нем весьма избирательно, тем более, что эта самая "правда-матка" на протяжении жизни Дали успела смениться бессчетное количество раз. 

Однако в отношении денег высказывания Дали отличались исключительным постоянством и прямотой - и это достойно уважения. Гораздо честнее заявить: "Да, ради денег я готов пойти на любую гадость", чем, прикрываясь заботй о благе своей страны, аккуратно складывать ее бюджет в свой собственный карман. 

"Я совершенно не способен давать деньги в долг тому, кто у меня их просит - даже если он умирает с голоду. Дать деньги - знаит пойти против моих моральных принципов."

Пожалуй, только Сальвадор Дали умел с таким непревзойденным апломбом не просто отказать просившему у него взаймы (это было бы наилучшим исходом для несчастного), но еще и подвести под свой отказ целую философскую базу, после ознакомления с которой проситель, сраженный безукоризненной логикой Дали, начинал в полном объеме осознавать весь масштаб собственной низости, толкнувшей его на этот немыслимый и ужасный поступок - попросить у Сальвадора Дали в долг. 

"Понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается жена. А для меня деньги - мистика."

Если в первой фразе Сальвадор Дали явно кокетничает, то в последующих - весьма недалек от истины. Так уж сложилось с самого начала их союза, что Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова) взяла на себя всю бытовую и финансовую сторону их совместной жизни.

 

Это как нельзя более устраивало целиком погруженного в творчество Сальвадора - и еще более устраивало его жену, которой, особенно впоследствии, не нужно было исхитряться, чтобы скрыть от супруга очередную немаленькую сумму, которую она потратила на молодого любовника.

И все-таки, даже невзирая на эти коварные траты, состояние четы Дали беспрерывно возрастало, и уже к концу 40-х г.г. Дали при всем желании не мог бы назвать себя бедным человеком. 

"Моя этика исключительна и непогрешима. Я всегда предпочитаю жить там, где водятся деньги. Я выбрал Соединенные Штаты, чтобы находиться под каскадом чеков, который подобен извержению поноса."

И снова чистая правда - ни во Франции, ни, тем более, в родной Испании Сальвадор Дали даже и мечтать не мог о том финансовом дожде, который с редкой регулярностью проливался на его голову в США.

 

Собственно, именно с Соединенных Штатов Америки в далекие 30-ые г.г и началось для Дали обретение финансовой независимости, а практически все 40-ые Дали и Гала и вовсе прожили под сенью американского флага - что самым положительным образом отразилось на росте их материального благополучия. 

"Храм, имя которому - Дали, построен на золоте, с большой бережливостью и благоразумием. И мысль о том, что мое золото приносит прибыль, хранясь в банках - неподвижно, предусмотрительно спрятанное в сейфы, - наполняет меня радостью, успокаивает и воодушевляет."

Вот такая острноумная ода золоту от его большого поклонника - Сальвадора Дали. 

 

Что до самих украшений - они выполнены из светлого 18-каратного золота, что соответствует 750-ой пробе, и вполне симпатичны. Здесь вы найдете и золотой ключик, и цветок Дали, и черепашку, и волшебное зеркальце...

Salvador Dali - Avida Dollars
Salvador Dali - Avida Dollars

Но, безусловно, самое интересное из всех - Avida Dollars, что в переводе с испанского буквально означает "Алчущий денег", или "Деньголюб" - то самое прозвище, которым Дали невероятно гордился. означает.

 

Вспомним, как это прозвище родилось на свет. 

Агрессивная коммерциализация художником своего творчества - Сальвадор Дали пытался зарабатывать всеми возможными способами, абсолютно не придерживаясь при этом каких-либо идейных или моральных принципов - послужили одной из причин изгнания Дали из кружка сюрреалистов.

Красноречивый Дали, к тому времени уже довольно прочно стоявший на финансовых ногах, в ответ на это заявил, ничуть не расстроившись: "Сюрреализм - это я!". 

 

Основатель кружка сюрреалистов, его идейных и духовный лидер Андре Бретон, поменяв местами буквы, в имени и фамилии художника - Salvador Dali -  даже придумал известную анаграмму: "Avida Dollars", что, как мы уже сказали, можно перевести как "Алчущий долларов", или "Деньголюб".

Если Бретон хотел каким-то образом задеть или оскорбить Дали, ему это явно не удалось. Напротив Дали был безгранично польщен и счел анаграмму наиприятнейшим комплиментом: художнику всегда нравилось, когда кто-то отмечал его непревзойденное умение делать деньги буквально из воздуха.

И, напоследок, еще один забавный момент: анаграмма Бретона прекрасна, и, чтобы придумать ее, не будучи испанцем, действительно нужен большой талант - но по-испански "avida" - это прилагательное женского рода! Так что прозвище в большей степени подошло бы Гала - супруге художника, и снова пришлось бы в точку!

Гала была известна своей тотальной скаредностью и паталогическим нежеланием выпускать дензнаки из своих маленьких цепких рук с ухоженными ногтями. Кроме того, она славилась своеей привычкой делать "заначки", открывая в самых разных банках ячейки и складируя там часть "нажитого непосильным трудом". 

Из-за этой привычки Дали даже дал жене прозвище "Белка" и не раз шутливо упрекал ее в нелепости этого складирования - на что она с непревзойденным апломбом отвечала:

-Друг мой, детей у нас нет, и не будет - и, может быть, Слава Богу, что так. Сейчас у нас все хорошо. Но имей в виду - нас ждет одинокая старость. И представь, если, когда мы будем старыми и больными, у нас вдруг не окажется денег? Кому, скажи, мы будем тогда нужны? 

Дали молча соглашался. Подобно всем испанцам, он жил настоящим и не всегда отчетливо понимал, что такое будущее - и, тем более, какая-то "старость"! Однако причин сомневаться в мудрости супруги у него не было. 

Что до Гала - она так и не смогла забыть свойственной их первым с Дали совместным годам откровенной бедности, временами переходящей в нищету. Страх того, что это может повториться, не оставлял Елену Дмитриевну всю жизнь. Отсюда эта ее "беличья" привычка. 

НАШ АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРУ-МУЗЕЮ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0