· 

Брюссель вводит контроль за экспортом вакцины за пределы ЕС

31.01.2021. Коронавирус в Испании. Брюссель вводит контроль за экспортом вакцины от коронавируса за пределы Евросоюза. Эта мера предпринята с единственной целью: попытаться "поставить на место" компании-производители, норовящие отдать свой продукт "налево" - и тем самым спасти широко разрекламированную кампанию вакцинации, темпы которой в настоящий момент далеки от запланированных изначально. 

Проблемы из-за задержки со своевременной доставкой доз, открытое противодействие одного из поставщиков сомнительного фармацевтического препарата (AstraZeneca),  "растущая тревога" в странах ЕС, вынужденных отменять первоначальные графики вакцинации, заставили Евросоюз принять более жесткие меры с целью избежать глобального фиаско на уровне всего Сообщества. 

Что касается Испании, власти четырех автономных сообществ: Мадрида, Каталонии, Кантабрии и Валенсии уже напрямую заявили о том, что процесс вакцинации приостановлен - по причине отсутствия нужного количества препарата. Срыв запланированных поставок, по словам региональных властей, на данный момент не позволяет делать никаких прогнозов относительно сроков и темпов вакцинации, за исключением очевидных выводов: система в настоящий момент дает серьезные сбои. 

Первая "контрмера" Евросоюза, которая уже вступила в силу - это контроль за экспортом вакцин за пределы ЕС вплоть до 31 марта - этот срок, в случае необходимости, может быть продлен. В случае, если этой меры, призванной заставить производителей все-таки соблюдать условия контракта, окажется недостаточно, есть "подстраховочный варант" - активация 122 статьи договоров, которая, "в случае чрезвычайной ситуации позволяет принимать исключительные меры". 

Это срочные, или, лучше сказать, лихорадочные решения призваны исправить нынешний сдвиг в поставках вакцин. Сравнивать темпы  вакцинации в Великобритании или США с темпами стран Евросоюза не представляется возможным: Европа далеко позади, и в центре внимания в этой связи оказалась Еврокомиссия и ее президент, немка Урсула фон дер Ляйен.

 То, что подавалось под соусом невероятного достижения, которым ЕС мог похвастаться (и хвастался) в борьбе с covid -  совместная закупка вакцин - превратилось, во всяком случае, на данном этапе, в провал по причине незапланированных препятствий и задержек с поставками. 

Контракты предусматривают получение 2,3 миллиарда от шести фармацевтических компаний, что, по словам главенствующей немки, составляет «большой портфель вакцин» - однако проблема заключается в темпах поставок и желании компаний выполнять условия миллиардных договоров.

В декабре, когда была одобрена первая вакцина, фон дер Ляйен повсеместно рассказывала о «европейской истории успеха» и о том, что «дни вакцинации в ЕС - это захватывающее время единства». Любящая самовосхваления, она часто использует соответствующие видеоролики, которые публикует в социальных сетях, когда появляется возможность сообщить хорошие новости.

Как только возникли проблемы с поставками, фон дер Ляйен поручила своим подчиненным подробно описать причину задержек с поставками и детали настоящего сражения с компанией AstraZeneca, добавив лично от себя, что «компании должны выполнять свои обязательства».

Принятый властями Евросоюза закон о контроле за экспортом вакцины означает, что до 31 марта все вакцины от covid-19, производимые в Европейском регионе, должны получить соответствующее разрешение на отправку за границу. 

Это реакция на несоблюдение требований AstraZeneca: вместо 80 миллионов согласованных доз в первом квартале, как выяснилось, будет поставлен только 31 миллион,  с "подозрением", что "шокирующая новость" вызвана намерением фармацевтической компании направлять вакцину в третьи страны, в частности - в Соединенное Королевство, не особенно заботясь о соблюдении условий договора с Евросоюзом.  Цель этой меры, по словам ЕС - «не допустить, чтобы экспорт вакцины препятствовал выполнению контрактов, которые Европейский Союз подписал с производителями вакцин».

Непрозрачность действий Евросоюза при заключении контрактов вызвала бурное негодование общественности и заставило ЕС, ввиду скандала с AstraZeneca, все-таки "опубликовать" текст договора - да-да, то самое знаменитое "опубликование без опубликования", когда практически весь текст был тщательно "закрашен" подручными дер Ляйен.  

Доступные части документа позволили убедиться, что Брюссель прав, когда утверждает, что заводы этой компании на британской территории должны поставлять вакцины в ЕС, и что нет никаких приоритетов, способных вызвать снижение поставок вакцины в страны Евросоюза. 

Но, кроме того, технический недосмотр тех, кто пытался "скрыть правду" (документ остался возможным для просмотра в другом формате) все-таки позволил узнать тщательно оберегаемую обеими сторонами общую цену, которую ЕС платит AstraZeneca. Это 870 миллионов евро за 300 миллионов начальных доз.

Если механизм экспортного контроля вакцин не сработает, у Европы есть еще одна карта в рукаве. Именно президент Европейского совета Шарль Мишель предложил активизировать статью 122 договоров ЕС, которая предусматривает чрезвычайные меры в случае стихийных бедствий, исключительных событий или нехватки продуктов.

 Согласно европейским источникам, это может быть вопрос принуждения компаний к обмену знаниями или возможностями для увеличения своих производственных мощностей или даже к частичному контролю над компанией.

Write a comment

Comments: 0