Сальвадор Дали, Джон Леннон и Камино-де-Сантьяго

Сальвадор Дали и Джон Леннон

Сальвадор Дали и Джон Леннон могли бы добавить свои имена в список очень известных личностей - таких, как Стивена Хокинг, Короли Католики, Карл Великий, Фелипе II, Мартин Шина или Пауло Коэльо, если бы осуществили свой совместный проект - паломничество  по знаменитому Пути Сантьяго. Каталонский художник и британский музыкант обсуждали возможность этого в середине семидесятых и, скорее всего, осуществили бы этот проект - если бы не убийство Джона Леннона в 1980-ом, поставившее на этих планах окончательный крест. 

Так утверждает галисийский журналист и писатель Антонио Д. Олано (Вильяльба, 1938), личный друг Дали и его доверенное лицо  в отношении проекта, который, в конце концов, не осуществился. «Он хотел собрать тысячу хиппи и отправиться пешком в Сантьяго во главе с лидером Битлз. Мы уже даже продумали, как всё это наилучшим образом организовать. Но потом убили Леннона, и Сальвадор Дали мгновенно потерял всякий интерес к проекту », - рассказывает Олано  в одной из глав своих мемуаров "La Gran Vía rie", опубликованных в 2010-ом.

Да... При одной только мысли о том, как это могло бы выглядеть, захватывает дух. Два величайших и наиболее раскрученных в медиа деятеля культуры ХХ века на фоне величайшей святыни Католицизма, в окружении милых и невменяемых хиппи, распространяющих вокруг себя характерный запах марихуаны - это был бы номер! 

Важно понимать, в каком политическом и религиозном контексте планировали своё паломничество Дали и Леннон. С одной стороны, в то время начали приносить свои плоды усилия, которые священник Элиас Валинья прилагал с шестидесятых годов для международного продвижения Камино де Сантьяго. 

С другой стороны, незадолго до того умер Франко, и Испания начала свой процесс "перехода" - в том числе и на демократические (при сохранившейся монархии) рельсы. Мир должен был увидеть испанию, сбросившую оковы диктатуры, совсем другой - и лучшей рекламной кампании для раскрутки страны, чем паломничество Джона и Сальвадора сложно даже придумать! 

Сантьяго Эль Гранде

Сальвадор Дали, как мы знаем, начал декларировать свой новообретенный католицизм с 49-го года, а в 1957-ом написал монументальное полотно "Сантьяго Эль Гранде", посвященное как раз апостолу Якову Старшему, мощи которого находятся в Кафедральном соборе Сантьяго де Компостелла.  Художник признался в свое время, что при написании картины постоянно ощущал «экзистенциалистский холод, вызванный безраздельно владевшим им чувством единства страны». 

По заявлению Олано, переговоры между Джоном Ленноном и Сальвадором Дали по поводу совместного паломничества к мощам Святого Якова начались в середине 1970-х годов - и затянулись. Дали, безусловно,  был гением, Дали был трудягой, работоспособности которого можно только завидовать - однако порой, по причинам необъяснимаым, на него накатывала какая-то "царственная" неторопливость. В этих случаях он так и заявлал: "Дела Дали любят неторопливость - как и те, что происходят в королевском дворце!"

На этот раз, увы, "дела Дали" двигались настолько медленно, что так и не привели к какому-либо результату. Олано вспоминает, что как-то гостил у Дали в Порт-Льигате и по поручению художника даже отправил Джону Леннону от имени Дали несколько телеграмм - причем, заплатил за них из собственного кармана.  Интересно, что Олано в своих воспоминаниях отдельно упоминает об этом, хотя мог бы и не делать этого: всем прекрасно известно, что Дали никогда ни за что не платил - он не имел такой похабной привычки. 

Олано добавляет: «Телеграммы - это не более, чем формализм, в который впадал иногда Дали.  В принципе, Дали и Леннон говорили по телефону, когда хотели и сколько хотели. Телеграммы им совсем не были нужны -  но вы же знаете Дали. Дали - это Дали, на него иногда накатывало. Кстати, Леннон, получив телеграмму из Кадакеса, ответил Дали не телеграммой, а несколько более быстрым и удобным способом - он просто ему позвонил.

Сальвадор Дали и Джон Леннон - отношения двух гениев

Первая встреча между Сальвадором Дали и Джоном Ленноном состоялась десятком лет ранее, в начале 60-хх, когда The Beatles, четыре парня из Ливерпуля, стремительно завоевали мир. По словам Олано, Дали познакомился с "великолепной четверкой" в Лондоне, а писатель  Хавьер Перес Андухар в своей книге «Сальвадор Дали» даже пишет о том, что ушлый каталонец даже продал Битлам волосы из своих знаменитых усов за 5000 долларов.

 

Однако самая известная встреча между рокером и "божественным" Дали произошла в Амстердаме в 1969 году. Через четыре дня после свадьбы, которую Леннон и Йоко Оно сыграли на Гибралтаре, эта пара пообедала с Дали в рамках своей кампании «В постели за мир».

 

Перес Андухар, эксперт в области поп-музыки Дали, утверждает, что Джон и Йоко стремились, чтобы каталонцы присоединились к их антивоенному пропаганде. Однако хитрый Дали контратаковал Джона и Йоко другим предложением, противоположным и, как всегда провокационным: он предложил им в ответ присоединиться к его персональной кампании "За войну". 

Позже между Ленноном и  Дали воникло куда большее взаимопонимание - возможно потому, что Дали, всегда шагавший в ногу со временем, был заинтересован в этом напрямую. «Он прекрасно знал, что Битлз были королями хиппи», - говорит Олано. Сам Дали тоже хорошо знал "детей цветов". 

Определенное количество волосатых пацифистов всегда околачивалось у дверей его дома в Порт-льигате, а некоторым (речь прежде всего о симпатичных хиппи мужского пола) даже  были посчастливилось побывать внутри удивительной резиденции художника - к радости жены художника Галы, которая любила окружать себя красивыми и молодыми людьми - пусть даже несколько и грязноватыми. 

Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате (Каталония)

Так или иначе, сам Дали осознавал, насколько много на планете Земля хиппи, и насколько больлшое влияние на этих самых "хиппи" имеет Джон Леннон. Что касается пнристрастия хиппи к наркотикам - за это Дали их всячески порицал, и, кажется, втайне вынашивал мечту о том, что паломничество в Сантьяго, в которое они с Джоном увлекут эту наркотическую орду, заодно излечит их и от пристрастия к наркомании. 

Все это укладывалось в постмодернистское видение, которое Дали намеревался придать великому маршу на Сантьяго. По задумке каталонского художника, паломничество должно было начаться с музея Прадо, где он, Джон Леннон и тысяча укуренных детей цветов должны были отдать дань уважения великому диего Веласкеса - после чего стройными колоннами покинуть музей и по Гран-Виа двинуться к Музею современного исккусства - и уже оттуда двинуться в направлении Сантьяго.

Увы, планам этим не суждено было состояться - потому что один психически неуравновешенный человек по имени Марк Чепмен 8 декабря 1980 г., в 22:50 выпустил в Джона Леннона и, таким образом, добился своей цели: вошел в историю как убийца одного из величайших рок-музыкантов и обещественных деятелей 20-го столетия - Джона Уинстона Оно Леннона.

Популярные отели Барселоны:

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0