Урожайный месяц - Рене Магритт (1959)

Урожайный месяц - Рене Магритт (1959)

"Урожайный месяц" (1959) - Рене Магритт. Эта картина Магритта "прогремела" совсем недавно - 23 марта 2021, когда была продана с аукциона Christie's за весьма "приятную" (для продавца) сумму: & 10 002 500. Это не предел цены за картины бельгийского сюрреалиста - но весьма внушительная сумма за работы сюрреалистов в целом. Отметим, мы говорим лишь об аукционных продажах - в случае продаж в частном порядке речь идет о значительно более крупных суммах. 

К слову, сам Магритт высоко ценил эту свою вещь.  «Другие мои картины, быть может, тоже достаточно интересны или даже очаровательны, но на данный момент "Урожайный месяц" (Le mois des vendanges)  лучше всего напоминает нам о том, насколько странной может быть реальность, если у человека есть «чувство реальности »». - Рене Магритт.

И, вне всякого сомнения, "Урожайный месяц" - самая массовая презентация "человека в котелке" - одного из наиболее узнаваемых образов творческой вселенной Магритта. Ни в одной другой работе художника не сыскать такого количества "котелков", да еще с открытыми, а не замаскированными посторонними предметами лицами! 

Многие исследователи, кстати, склонны считать этот образ своеобразным автопортретом художника - сам Магритт одевался точно так же, что подтверждается фотографиями бельгийца. Это верно - но только отчасти. "Человек в котелке", как мы уже писали - собирательный образ всего человечества. 

В тех картинах, где лицо его все-таки открыто для нас (Магритт часто закрывает его посторонними предметами: яблоком ("Сын человеческий") или голубем ("Человек в котелке"), мы видим, что черты его не имеют портретного сходства с внешностью самого художника - да Магритт и не собирался это сходство устанавливать. Человек в котелке - это каждый из нас и все мы вместе. 

Беспощадно одинаковые - и восхитительно разные. Вредно индивидуальные - и покорно общественные. Изученные до самого донца - и загадочно-неразрешимые, как Сфинкс. Это мы, раз уж нас угораздило родиться людьми, и раз уж мы оказались самыми предприимчивыми из всего животного мира - настолько, что подмяли остальных тварей под себя, установили глобальную гегемонию и даже занялись искусством.  

"Урожайный месяц" - картина, которая одновременно инкапсулирует и эксплуатирует врожденное и неудобное чувство странности, которое Магритт так часто обнаруживал во внешне "нормальной" повседневной реальности.

 

Выполненная на холсте необычайно большого размера (размером 127,6 x 160 см), картина представляет зрителю мрачный экзистенциалистский образ темной и пустой комнаты с простым серым окном, за которым мы, утомленные унылыми интерьерами, жаждем увидеть дневной свет и ласкающий взгляд пейзаж - но нет!  

Бесконечная армада почти неотличимых друг друга мужчин в котелках, полностью закрывают всю красоту, которую уже успело нарисовать наше воображение. Возникает однозначное и интенсивное ощущение, что пытливому взгляду зрителя противодействуют, отбрасывают его назад и, возможно, ставят под сомнение даже саму его возможность видеть столь же интенсивные, почти механические взгляды множества "котелков", собравшихся снаружи.

«Мы видим мир вне нас самих», - сказал Магритт своему другу Луи Скутенэру, хотя на самом деле  «это лишь ментальное представление, которое мы сформировали внутри себя».

"Эти фигуры в шляпах-котелках `` блокируют наши взгляды'',  - как написала историк-сюрреалист Мэри-Энн Коус о картине "Урожайный месяц", - блокируют наше мировоззрение и делают нас пленниками комнаты, лишая даже самых обычных пейзажей". В то же время эта "ответная атака" лишена агрессивности, что однозначно показывают равнодушно-спокойно-приветливые лица персонажей. Возможно, задача их заключается лишь в том, чтобы вернуть нам наш собственный взгляд, устремленный вовне, и заставить поглубже заглянуть внутрь себя. 

Как отметил Давид Сильвестр, Le mois des vendanges, по-видимому, создавался в течение примерно шести месяцев между зимой и летом 1959 года, в то время как Магритт работал над «Ключом верра», картиной такого же размера, которая сейчас находится в коллекции Менил в Хьюстоне, а также «Замком в Пиренеях», огромной двухметровой картиной, которая была куплена Гарри Торчинером и позже передана им Музею Израиля в Иерусалиме.

"Урожайный месяц" - на сегодняшний день одна из четырех крупных работ Магритта, которые остались в частных руках. Эту вещь редко видели на публике, поскольку она была приобретена знаменитым коллекционером Клодом Эрзеном в Париже в 1960-х годах и стала частью его великолепной коллекции - одного из лучших собраний сюрреалистической живописи в мире.

Клод Эрзен начал собирать сюрреалистическое искусство еще до того, как само движение вознкло "официально". Свою первую работу (картину Макса Эрнста) он приобрел в 1921 году после того, как буквально влюбился в работы немецкого художника - это случилось, когда сестра друга привела его впервые посмотреть творчество Эрнста в Galerie au Sans Pareil в Париже в том же году.

Это приобретение, сделанное в то время, Эрзену было всего 17 лет, должно было ознаменовать не только зарождение его коллекции и давнюю страсть к сюрреализму, но и положило начало долгой личной дружбе с Эрнстом и близким отношениям со многими другими ведущими фигурами сюрреалистического движения. 

Среди них были такие художники, как Сальвадор Дали, Оскар Домингес, Жан Дюбюффе, Марсель Дюшан, Рене Магритт, Жан Фотрие, Жоан Миро и Ман Рэй, а также многие покровители-сюрреалисты, поэты и историки искусства, в том числе Поль Элюар, Мари-Лор де Ноай, Уильям Копли, Жан-Луи Прат и Жак Маритен.

Write a comment

Comments: 0