· 

Слушающая комната - Рене Магритт

Слушающая комната - Рене Магритт

Слушающая комната  - Рене Магритт (1952). Ох, уж этот Магритт со своими яблоками! Он наводнил ими не только мир собственной живописи, но и музыкальную сцену: в частности, в 1958 году Магритт переделал "Слушающую комнату" для обложки альбома "Beck-Ola" британской группы The Jeff Beck Group (в наши дни эта версия находится в частной коллекции, а оригинал - в коллекции Menil в Хьюстоне, штат Техас.

 

Мы не раз уже упоминали, что для достижения искомого (то есть, сюрреалистического) эффекта разные художники использовали разные приемы и методы.

Сальвадор Дали, например, не прочь был погрузиться в мир слегка пугающих фантазий, сновидений и грез, которые выписывал с академической, или, если угодно, фотографической точностью - Магритт же пошел иным путем: он изображал предметы вполне обыденные, существующие в повседневной реальности, однако соединял их в сочетания, которые самым явным и парадоксальным образом начинали противоречить при привычной нам действительности. 

Таким образом Рене Магритт, прилежно усвоивший все уроки Марселя Дюшана, ясно давал зрителю понять: может быть в математике 2+2 и = 4, но в живописи, и тем более, в живописи сюрреалистической - уж точно нет! 

Каждому из нас доводилось видеть такую комнату, как и такое яблоко - но такое яблоко в такой комнате - никогда! А Магритту всего-то и понадобилось, что увеличить яблоко до безобразно больших размеров - или уменьшить комнату до безобразно маленьких. 

Почему яблоко? Почему яблоко здесь и во многих других вещах Магритта (напр. "Сын Человеческий")? Ответ думается, очевиден - у этого пристрастия бельгийского художника явно библейские корни. Да, сюррреалисты не отличались чрезмерной набожностью, и даже, скорее, наоборот - но отрицать огромное влияние Библии на всё человечество, вне зависимости, идет речь о человечестве верующем или нет, было бы глупо. 

Точно так же было бы нелепо отрицать влиняние Библии на мировую культуру, которая сплошь пронизана библейскими отсылками, аллюзиями и параллелями. Для Магритта яблоко было самым "человеческим" из фруктов - ведь именно из-за него у нас начались в свое проблемы, и как раз с ним связано всё наше греховное существование на Земле. 

Очевидно, что в образной системе Магритта яблоко выступало если не универсальным "заменителем" человека, то, по крайней мере, объектом, частично представляющим, а частично скрывающим его суть. Для Магритто яблоко было ровно тем же, чем драпировка являлась для Сальвадора Дали - одновременно и объектом, и чем-то, что скрывает, прячет от нас истинный объект, заставляя ломать голову, что же находится за ним. 

Яблоко для Магритта - все тот же "генератор" мистики, загадки, и тайны, наличие которой в произведении искусства и делает его для нас интересным. А тайна в "Слушающей комнате", безусловно есть. 

Большой мастер головоломок и парадоксов, Магритт обозначил тайну уже самим названием: "Слушающая комната". Несложно заметить, что название это являет собой оксюморон - образное сочетание противоречащих друг другу понятий. Комната - сущность, принадлежащая к миру неживой материи, а способностью "слушать" обладает только материя живая, более того - по настоящему "слушать" может только венец живой материи - Человек! 

Вот вам и парадокс, заставляющий предположить, что за яблоком кто-то скрывается - и под "кем-то" в своем ослеплении собственной исключительностью мы можем подразумевать лишь человека. Однако яблоко слишком велико, чтобы за ним мог кто-то притаиться, и остается, в таком случае, признать одно: наши представления о банальных яблоках, которые мы, под настроение, поедаем десятками, сильно отличаются от действительности. 

Яблоки, если верить Магритту, могут и слушать, и, чего доброго, мыслить, покушаясь, таким образом, на прерогативу детей рода человеческого. Впрочем, если признать, что яблоко не скрывает "слушающего" человека, но выступает в роли его символа-заменителя, вещь Магритта вновь обретает стройную логику - что и требовалось доказать. 

Подобрать отель в Барселоне:

Write a comment

Comments: 0