Обложка для "Минотавра" - Сальвадор Дали (1936)

Обложка для "Минотавра" - Сальвадор Дали

Макет обложки для журнала "Минотавр" (масло, картон, коллаж; 33 х 26,5 см) был выполнен Сальвадором Дали в 1936-ом и украсил 8-ой номер издания. Следует отметить, что сотрудничество Дали с "Минотавром" началось, по сути, с момента основания журнала - Дали, как известно, среди прочих своих несомненных талантов числил и большой дар писателя, в чем легко убедиться, ознакомившись с такими получившими широкую известность шедеврами каталонца, как "Тайная жизнь Сальвадора Дали" или "Дневник одного гения". 

 

Что до статей на тему искусства, Сальвадор Дали писал их еще со школьной скамьи, а в начале 30-хх, быстро сделавшись одним из самых видных сюрреалистов, и вовсе дал своему красноречию полный "картбланш", обогатив движение сюрреализма солидной теоретической базой, которая, при всей своей спорности, вовсе не лишена остроумия и оригинальности. 

Идейными вдохновителями издания "Минотавр" стали Андре Бретон, Жорж Батай и Поль Элюар, а практическом воплощением бестелесной идеи в жизнь занялись издатели Альбер Скира и Териад. "Минотавр" был задуман как литературно-художественное издание, посвященное вопросам изобразительного искусства, архитектуры, музыки, этнографии и, разумеется, психоанализа. 

По традиционно скромному заявлению самих сюрреалистов, "Минотавр" должен был стать "самым красивым в мире журналом, посвященном искусству" - и одно время он действительно им являлся. Это не так уж удивительно, если принять во внимание, кто принимал участие в его создании. 

Так, автором обложки первого номера, вышедшего в Париже 25 мая 1933 года, стал Пабло Пикассо, плотно друживший в то время с сюрреалистами и создававший свои работы в пикассо-сюрреалистической манере. 

Минотавр - Пабло Пикассо

Пабло Пикассо. Макет для обложки журнала "Минотавр" (1933)

Сейчас сложно сказать, из чьих именно уст впервые прозвучал этот варинт названия - Минотавр", однако оно всем понравилось и мгновенно, что называется, прижилось. Сюрреалисты воспринимали мифологического получеловека-полубыука как дикое, безудержное воплощение бессознательного, презревшего все запреты разума и устремившегося навстречу богам. 

Это как нельзя более соответствовало самой доктрине сююреализма, базирующейся на полном отрицании каких-либо запретов, сдерживающих факторов, и, упаси боже, догм морали и нравственности, придуманных на потребу себе лицемерным и лживым обществом. Нет-нет - только бессознательное, только свобода, только хардкор! 

Впоследствии юный провокатор Дали, начавший глубоко продуманный "троллинг" товарищей по оружию с помощью таких одиозных фигур, как Ленин и Гитлер, ясно показал своим коллегам, что и сюрреалистическое сообщество насквозь пропитано ложью и лицемерием, и, будучи "изгнан из рядов", с легким сердцем и даже охотно пустился в самостоятельное плавание. 

Примечательно, что макет для обложки журнала "Минотавр" стал еще одной точкой пересечения творческих биографий двух великих испанцев - Пикассо и Дали. 

И хотя, как видим, каждый решил задачу по-своему, используя элементы своей собственной иконографии оброзов, в одном можно не сомневаться: и Дали, и Пикассо тема Минотавра была глубоко близка на инстинктивно-эмоциональнном уровне: культ корриды в Испании общеизвестен, и возник он, претерпев всевозможные трансфорации, на самой заре времен, как отголосок древней срезиземноморской мифологии, согласно которой Европа в свое время была похищена Зевсом, принявшим облик белого быка и утащившим ее через море на Крит.  

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0