Ностальгическое эхо - Сальвадор Дали

Ностальгическое эхо

Картина "Ностальгическое эхо" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом, в самый разгар активной "параноико-критической" деятельности и сюжетно перекликается с двумя другими написанными тогда же полотнами: "Морфологическое эхо" и "Окраины параноидально-критического города". 

 

Весьма условная треугольная арка с полым окном-розеткой над ней присутствует в "Окраинах", а образ девочки со скакалкой повторяется во все трех картинах, наглядно демонстрируя свою "навязчивость" для художника. Точно также общим для всех трех картин является общее ощущение "затишья перед бурей", холодного, отстраненного спокойствия, которое таит в себе угрозу. 

Не исключено, и скорее всего, так Дали реагировал (через творчество) на крайнюю неустойчивость политической ситуации в Испании, которая, как мы знаем, совсем скоро, в 1936-ом, приведет к Гражданской войне. Абсолютно общим для всех трех картин является и их несомненное сходство с метафизической живописью де Кирико, большим поклонником которого являлся не только Сальвадор Дали, но и все, пожалуй, сюрреалисты. 

В частности, браз одинокой девочки со скакалкой на фоне пустынной равнины имеет явное отношение к полотну очень уважаемого Дали Джорджо де Кирико "Меланхолия и тайна улицы" (1914), где изображена такая же одинокая девочка, но с обручем.

В картине "Ностальгическое эхо" Дали использует свой излюленный прием "двойного", а точнее, "раздвоившегося" образа, который, словно эхо, повторяется в разных объектах, но при этом в общих чертах остается вполне узнаваемым. 

Несложно заметить, что силуэт девочки со скакалкой повторяется в очертаниях подвешенного на балке колокола. Если быть совсем точный, именно колокол, существовавший в реальности, и послужил исходным для Дали образом. 

 Колокол - объект как раз не вымышленный. Дали в юношеские годы наблюдал его на колокольне церкви в колледже, который в свое время посещала младшая сестра художника Анна Мария. 

Кстати, сама церковь была разрушена через два года после написания картина, однако силуэт колокола вместе с хомутом (балкой, на которой он подвешен) навсегда впечатался в память Сальвадора Дали, со временем трасформировавшись в его восприятии в девочку со скакалкой. 

В тридцатые годы эта девочка "скачет" из одной картины Сальвадора Дали в другую, являясь одним из самых "активных" навязчивых образов художника. Интересна, что прототипом этого персонажа, по словам самого художника, послужила его тетка Каролинета, умершая в возрасте всего 19 лет и ставшая для маленького Дали причиной одного из первых в его жизни эротических переживаний.  

Кстати, в картине "Ностальгическое эхо" один и тот же образ повторяется не два раза, а четыре. Силуэт колокола превращается не только в девочку со скакалкой, но также повторяется в очертаниях мужской фигуры в проеме дальней арки - и в замочной скважине комода. 

Правда, чтобы разглядеть столь мелкие детали, придется воспользоваться лупой - Дали и сам при написании картин пользовался оптическими приборами, изображая порой столь мелкие детали, что разглядеть их неворуженным взглядом попросту невозможно. 

В последний раз картина "Ностальгическое эхо" появлялась на публике в 2005-ом, когда была продана на аукционе Сотбис за 2 368 000 долларов, поменяв одного частного владельца на другого. 

Ностальгическое эхо - Сальвадор Дали

Выгодное предложение отелей по всему миру:

240*1200

Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Write a comment

Comments: 0