Старость Вильгельма Телля - картина Сальвадора Дали

"Старость Вильгельма Телля" была написана Сальвадором Дали в 1931-ом году и стала одной из самых значимых в творчестве художника: в обмен на эту работу (98 х 140 см; холст, масло), находящуюся ныне в частно коллекции, юный и бездомный  на тот момент художник получил... дом!

 

Как это произошло, обязательно расскажем чуть ниже - но пока несколько слов о том самом "Вильгельме Телле" и причинах его "постоянной прописки" в картинах Дали 1930-31 г.г.

Образ швейцарского народного героя, вынужденного стрелять из арбалета в яблоко на голове собственого сына,  столь же част в работах Дали этого периода, как и муравьи, кипарисы, ключи, львиные головы, трупы разлагающихся ослов, фаллические символы и т. д. И всегда, видя сходу узнаваемое, глуповатое, жестокое и мучительно-нелепое лицо "Вильгельма Телля" (который, вдобавок, часто изображен с женской грудью), мы должны понимать, что пред нами никто иной, как родной отец Дали, нотариус из Фигераса, с которым незадолго до того у Сальвадора случилось некоторое "обострение отношений".

Выражаясь менее утонченно и более прямо - папаша изгнал Сальвадора Дали из дома и отказал ему в какой-либо материальной поддержке: поскольку категорически не одобрил желание своего сына связать жизнь с замужней женщиной - Галой. 

Юный и влюбившийся "до чертиков" Салльвадор воле отца не подчинился, что привело к вышеуказанным "санкциям", сильно осложнившим жизнь новообразовавшейся "ячейки общества" - Сальвадор в те годы не был еще финансово самостоятелен. Вскоре после описанных событий Дали и начал изображать отца в образе швейцарского народного героя Вильгельма Телля. 

Почему Телля? Завзятый фрейдист Дали считал легенду о Телле, вынужденном стрелять из арбалета в яблоко, установленное на голове его сына, прекрасной фольклорной иллюстрацией к описанному Фрейдом эдипову комплексу: жестокий доминирующий отец стремится уничтожить своего своего более слабого сексуального солперника, сына - правда, наказанием здесь выступает не кастрация, а смерть. 

Именно поэтому Сальвадор Дали ассоциирует Вильгельма Телля со своим собственным отцом, которые, по мнению художника, проявлял к нему такую же жестокость, стремясь подавить его, лишить самостоятельности и полностью уничтожить счастье своего сына.

Собственно, все эти "африканско-каталонские страсти": запрет отца встречаться с Галой, угрозы лишения наследства, "бунт" художника против отцовской воли, печальный финал этого бунта (изгнание из отчего дома) представлены в сюжете картины. 

Грозный силуэт льва - как визуализация отцовского гнева; сам отец-Телль в окружении своей дочери Анны-Марии (родной сестры Сальвадора) и Катерины (тетки художника, на которой отец женился после смерти матери Сальвадора) - обе взяли в конфликте сторону главы семьи и потому тоже были записаны Сальвадором во "врагини" и вычеркнуты из жизни....

Картины Сальвадора Дали - старость Вильгельма Телля

Голые и прекрасные, как Адам и Ева, Сальвадор и Гала изображены здесь дважды (прием, который Дали подсмотрел у художников-баталистов) - слева, с головами, уложенными на алтарь отцовской жестокости (невинные жертвы жесточайшего родительского произвола), и справа - в отчаянии, закрывшие лица руками и бредущие посреди голой, как пустыня равнины в направлении скал мыса Креус - рядом с которыми, кстати, Дали и прожил всю дизнь в собственном доме, который, как мы уже сказали вначале, появился именно благодаря этой картине. 

Как? Виконт Шарль де Ноай - меценат, аристократ и просто хороший человек, любивший авангардное искусство, узнав о бедственном положении Сальвадора Дали (это произошло не без участия Гала, которая, собственно и устроила сделку) согласился в срочном порядке перечислить Дали 20 000 франков за еще не написанную художником картину - то есть, совершил акт великодушний и филантрропический. Картиной как раз и стала "Старость Вильгельма Телля". 

3 марта 1930 Ноай отправил чек, а неделю с небольшим спустя Дали приобрел у своей знакомой, рыбачки из Кадакеса Лидии Ногерес одноэтажный каменный сарай в поселке Порт-льигат, на самом конце каталонского света, где проживали всего-то около дюжины рыбаков. 

Ни электричества, ни водопровода, ни одного из уже доступных на тот момент благ цивилизации в этой халупе, разумеется, не имелось - был лишь сарай площадью 21 квадратный метр, купленный у Лидии за 250 песет. На оставшиеся деньги Дали и Гала наняли работников, которые должны были хотя бы немного приспособить эту "пещеру" для проживания в ней - так начиналась их совместная жизнь. 

Удобства во дворе, ванна в тазике, керосиновяые лампы, отсутствие не только высшего, но и какого-либо вообще общества на Богом забытом краю европейской земли - положительно, Гала было о чем задуматься. Но здесь сыграл свою роль упрямый русский характер. Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова) лишь стиснула крепче зубы и решительной рукой повела лодку семейной жизни к успеху - и добилась своего! 

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0