"Дворец ветра" - Сальвадор Дали

Сальвадор Дали - Дворец Ветра
Дворец ветра - Сальвадор Дали

Потолочное панно "Дворец ветра", расположенное в зале с одноименным названием Театра-музея в Фимгерасе - это и самая крупная  из картин Дали - и, ондновременно, самая дорогая. Судите сами: размеры этого гигантского полотна составляют 579 Х 1150 см, а площадь - без малого 67 квадратных метров! Вот это масштаб!

 

Подчеркну - это не фреска, а именно полотно, холст. Точнее, пять холстов, три из которых были написаны Дали в его мастерской в Порт-Льигате, а два других он дописывал непосредственно в зале музея, для чего пришлось соорудить монументальные леса. 

 

"Введение", пусть и частичное, этого грандиозного творения в музей состоялось 13 ноября 1970 года, когда в присутствии городских властей и под руководством Дали к потолку фойе бывшего муниципального театра, которому суждено было стать музеем Сальвадора Дали, прикрепили один из холстов  далеко еще на тот момент незавершенного творения Дали под названием "Дворец ветра".

Я уже говорил о том, что именно так: "Дворец Ветра", называется поэма каталонского поэта Жоана Марагаля, в котором он называет долину Ампурдан, где и расположен Фигерас, "дворцом ветра" по причине регулярно задувающей здесь трамонтаны. 

Когда-то именно здесь, в этом зале, впервые были выставлены на публике две работы 14-летнего Сальвадора, поэтому, если совсем уж "по гамбургскому счету" - карьера художника для Дали начиналась именно отсюда. Может быть, поэтому панно "Дворец Ветра" - это настоящая антология жизни и творчество Маэстро - эдакий "Галлюциногенный торреро", но в 6 раз крупнее и гораздо "горизонтальнее".

Именно по причине этой горизонтальности лучше всего смотреть на него, лежа на полу в самом центре зала - однако это не совсем сообразуется с музейными правилами, поэтому я усаживаю всех на стулья, предусмотрительно расставленные в зале - и рассказываю. 

Сальвадор Дали: Дворец Ветра. Театр-музей Дали в Фигерасе

Ключевые фигуры этой монументальной гиперкартины - разумеется, Дали и Гала, возносящиеся, подобно святым, в ампурданское небо. Дали легко опознается по настроенным на прем тонких небесных видраций усам и ящичкам-секретам, а Гала - по любимому платью "от Диор".

Это платье она действительно выделяло среди прочих и как-то даже обмолвилась, что "когда-нибудь это платье станет ее погребальным саваном". В этом платье ее и похоронили - Дали, таким образом, исполнил брошенное в виде мрачноватой шутки пожелание супруги. 

Возносятся Дали и Гала не просто так - они, по словам художника, "проливают золотой дожь над долиной Ампурдан", что, кстати, совершенно верно: после открытия музея город Фигерас стал населенным пунктом Испании с самым высоким доходом на душу населения! Правда, в центре исходящего золотыми лучами сияния мы видим не солнце, а некую дыру, сквозь которое видно глубокое ночное небо, символизирующее глубины подсознания.

Гид по музею Дали. Путеводитель по театру-музею Дали в Фигерасе

Присмотревшись, как следует, на фоне этого небо можно разглядеть силуэт подводной лодки, выплывающей из глубин - намек на изобретение Нарцисса Монтуриоля, родившегося в Фигерасе на той же улице, что и Дали, и поистине золотыми буквами вписавшего свое имя в историю подводного флота. Монтуриль построил первую в мире подводную лодку с анаэробным двигателем, а тажке лодку с наружным и внутренним корпусами - Дали безмерно гордился своим земляком. 

Там же, на фоне лунного серпа, можно разглядеть еще одну Гала, верхом на белой лошади (вероятно той самой, которую, в виде чучела, подарил ей Дали, и которой вы можете полюбоваться в замке Пуболь.) Гала, как и на многих други хкартинах художника, легко опознается по банту Коко Шанель, который, да простит меня Дали, делает ее похожей на ведьму. 

Среди других образов, населющих панно, следует отметить обнаженню Данаю в окружении дождя из золотых (снова золотых!) монет, одна из которых, как утверждал Дали, настоящая. В свое время я проглядел все глаза, пытаясь ее обнаружить, но тот ничего и не нашел - похоже, Дали опять соврал. 

Увидим мы здесь и знаменитые "мягкие часы" (поговорим о них чуть позже), а также знаменитых "слоников" Дали на длиннейших паучьих ногах. Поскольку живописных "слоников"  в музее мы больше не встретим, остановимся на них чуть подробнее. 

Впервые слон на длинных и тонких ногах-ходулях, с египетским обелиском на спине,  появился в картине Дали "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната". 

 

Вот как описывал этот образ сам Дали: "Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы".

 

В этом высказывании художник очевидно намекает на сон о похоронах папы римского, который  однажды привиделся Зигмунду Фрейду из-за колокольного звона, а впоследствии был приведен психиатром в качестве примера очень замысловатой связи сюжета и внешнего раздражителя в своей знаменитой книге "Толкование сновидений".  

Фрейда Сальвадор Дали обожествлял, а "Толкование сновидений" считал своей библией - так что появление солна с египетским обелиском на спине в работах Дали-сюрреалиста не случайно. 

Однако, заметим, это совсем не тот слон, которого  в свое время изваял по поручению папы римского Джованни Лоренцо Бернини. К массивной туше Дали добавил тончайшие, "почти невидимые" паучьи ноги, и сразу получился слон сюрреалистический - замечательный многозначный образ, универсальный инструмент, с помощью которого можно выразить самые разные идеи!

Например, в картине  "Сон, вызванный полетом пчелы", слон на паучьих ногах символизирует зыбкость и неустойчивость сновидения, в "Святом Антонии" - тяжесть греховных мыслей, одолевающих святого...

Чем этот образ запоминается прежде всего? Тем, что массивная туша слона вступает в очевидное противоречие с явно неспособными удержать этот вес ногами. Но противоречие это только кажущееся.

 

Вспомним один из ключевых приемов сюрреализма - смешение сна и реальности.

 

Вспомним - и все встанет на свои места.  Слоны Дали не существуют на самом деле - они лишь порождение сна, воображения или мысли - а мысль, воображение, сон, как мы знаем - нематериальны, поэтому в физичеком мире они не весят ровным счетом ничего!

Лично для меня, например, слон Дали - прекрасная аллегория всего нашего бытия, которое зачастую нам самим кажется (именно - кажется, представляется в воображении) очень основательным, солидным, непоколебимым - но достаточно любой нелепой случайности, и вся эта мнимая солидность в одночасье рухнет и превратится в пыль. Ну, скажите, что я не прав?

Следуя взглядом слева направо дальше, найдем мы и носатый профиль автопортрета Дали, знакомый нам по картинам "Великий Мастурбатор" и "Постоянство Памяти". Профиль этот, как и обычно, изображает Дали спящим, фонтанирующим (изливающийся из Дали фонтанчик символизирует творческий экстаз - можно сказать, "оргазм духа") и увенчанным лавровым венком победителя. 

Дальше, над самым карнизом, мы обнаружим небольшую фигурку фотографа с его рабочим иструментом - это приятель Дали Мелито Казальс, сделавший много чудесных снимков Сальвадора. В свое время Мелито Казальс, по поручения Дали, подыскивал подходящий замок для Гала, для чего даже арендовал частный самолет, чтобы делать снимки с воздуха. Снимки эти пересылались Дали в Нью-Йорк - так, в конце концов выбор пал на замок в Пуболе. 

Еще правее мы обнаружим распятого Иисуса, со спины и без распятия (явное напоминание о квази-религиозных работах Дали 50-хх), а также силуэты будущих короля и королевы Испании - Хуана Карлоса и Софии.

О монархических настроениях художника мы не раз уже упоминали. Та же Аманда Лир, находившаяся в годы создания музея рядом с Дали, вспоминала, что при ней он не раз высказывал уверенность в том, что после смерти вождя Франко Испанию возглавят именно "короли", к которым он испытывал верноподданическую плебейскую страсть до конца своих дней. 

И, наконец, перемещаясь глазами все так же слева направо, мы сможем полюбоваться этой благословенной парочкой - Гала и Дали - еще раз. Спиною к нам, в одеяних полукоролевских, уже в зрелом возрасте, они, по словам Дали, "созерцают корабль судьбы, на котором, придет время, отправятся на остров Киферу (в греческой мифологии - культовый центр Афродиты и пристанище всех влюбленных). Основой для этой части панно послужила известная картина Антуана Ватто "Отплытие на остров Киферу, которую Дали не раз упоминал с большой похвалой. 

Потолочное панно "Дворец ветра" - без сомнения, одиз из самых впечатляющтих шедевров Дали, и, как я сказал уже, один из самых дорогих - если бы кто-то, когда-то, совершил страшнейшее святотатство и задумал продать его. 

В 1977 г, во время первой инвентаризации потолочное панно "Дворец ветра" было оценено в 1 500 млн песет - около 9 млн евро в пересчете на наши деньги.  Тогда же, кстати, оценочная стоимость самой дорогой картины в коллекции музея составила 125 млн песет, и эта была вещь не Дали, а "Святой Павел" Эль Греко из личной коллекции художника. Здание Музея оценили на тот момент в 31,6 млн песет (около 200 000 евро). 

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0