Параноико-критический вариант "Кружевницы" Вермера - Дали

Параноико-критический вариант кружевницы Вермера

Параноико-критический вариант "Кружевницы" Вермера был создан Сальвадором Дали в 1955-ом году, на пике периода, который сам он окрестил "ядерным мистицизмом". Напомним: формирование этого нового этапа в творчестве Дали начало в середине 40-хх. Сюрреализм уступил место классике, Зигмунд Фрейд был отправлен в отставку, и место его занял доктор Гейзенберг (физика встала на место психоанализа), а воинствующий атеизм сменился не менее агрессивным католицизмом в его испанском мистическом варианте. Так на свет появился "ядерный мистицизм" - однако это вовсе не означает, что Дали перестал применять свой универсальный "параноико-критический метод" - отнюдь нет! 

Параноико-критичечский вариант "Кружевницы" Вермера - яркое тому подтверждение - хотя написанию этой картины, ныне находящейся в музее Гугенхайма в Нью-Йорке, предшествовало одно, вроде бы, незначительное, но, как оказалось впоследствии, весьма существенное событие. 

В начале 50-х годов малоизвестный поэт Эммануэль Лютен (большой почитатель таланта Дали) преподнес каталонцу неожиданный подарок — рог носорога. "Этот рог спасет мне жизнь!" — воскликнул донельзя довольный Дали, обращаясь к Гале.  Сам не зная почему, Дали был жутко возбужден и обрадован этим подарком.  Вскоре рог носорога занял прочное место в списке символов, навязчивых идей и маниакальных увлечений Дали, появившись в двух картинах 1950 года: втором вариант "Мадонны Порт-Льигата" и "Дезинтеграции носорога". 

Позже, 5 июля 1952-го года, Сальвадор Дали осознал, что его необъяснимое предчувствие в связи с подарком начинает сбываться: он обнаружил, что Христос, над изображением которого он тогда работал, "состоит" из носорожьих рогов! "Потрясенный своим открытием, я упал на колени, как настоящий безумец", — записал Дали в дневнике. 

Так началась великая "носорогомания" Сальвадора Дали. Он стал находить рога носорогов во многих своих картинах, даже в созданных гораздо раньше. Он обнаружил два рога в сланцево-слюдяных скалах мыса Креус и в верхнем выступе камня — Великого Мастурбатора. Дали понял: форма носорожьего рога — это геометрическая основа изображения любого объекта!

Впервые Дали применил свое открытие в картине "Юная девственница, удовлетворяющая себя рогами собственного целомудрия" (1954). Эта работа, выполненная на основе фотографии из эротического журнала4, была приобретена компанией "Плейбой" (Лос-Анджелес). 

Из всех картин Дали, прославляющих женские ягодицы (один из абсолютных фетишей художника), она является наиболее эротичной. Хитрый Дали, впрочем, со свойственным ему блестящим остроумием легко отводил от себя обвинения, что на картине рога имеют фаллическую форму. "Рог носорога происходит от единорога, символа непорочности", — говорил он Рейнольду Морзу, своему приятелю и коллекционеру его творчества. "Парадоксально, но эта столь эротичная картина — самая целомудренная".

Приблизительно в то же время Дали посетило внезапное озарение, что "Кружевница" обожаемого им Вермера также состоит из рогов носорога. К великому удивлению служительниц Лувра, где художнику разрешили сделать копию, Дали создал не одну, а две копии.

 

Первая была вполне классическим вариантом знаменитого (и очень небольшого по размерам) полотна Вермеера, а вторая  - как раз тот самый "Параноико-критический вариант "Кружевницы" Вермера, о котором мы беседуем.  Используя терминологию самого Дали, его можно назвать не иначе, как "Оносороженнной Кружевницей Вермера".

Позже Дали прокомментировал: "Эти рога — единственные в царстве животных — сконструированные в точности, как и на этой картине, в соответствии с совершенной логарифмической кривой. Это логарифмическое совершенство направляло руку Вермера, когда он писал "Кружевницу".

Новооткрытая носорогомания Дали привела к очередному кинопроекту, получившему название "Удивительная история "Кружевницы" и носорога". Для работы над картиной Дали нанял Робера Дешарна — молодого фотографа из Невера (Франция), с которым незадолго до того познакомился в Париже. Съемки фильма велись между 1954 и 1961 годами, причем, часть их проходила "на натуре" -  в зоопарке "Венсан", где, по задумке Дали, надлежало заснять одного из носорогов с прекрепленной к его рогу репродукцией "Кружевницы".  

Фильм, однако, так никогда и не был закончен. Зато Дали познакомился с Робером Дешарном - одной из очень значимых фигур в биографии художника. Впоследствии, войдя в доверие к чете Дали, Дешарн сделал около 18 000 фотографий супругов и начал серьезно изучать творчество художника. Много лет спустя он стал последним секретарем и заслужил в определенных кругах прозвище "Французский вор".

Ян Гибсон, автор "Безумной жизни Сальвадора Дали", уверен, что Дешарн, находясь при Дали, поживился за счет художника гораздо в большей степени, чем те же Мур или Сабатер - предыдущие секретари Дали. Впрочем, как мы знаем: не пойман - не вор. Дешарн умер мульмиллионером, почетным гражданином города Париж и крупным специалистом по творчеству Сальвадора Дали. Основанное им издательство до сих пор выпускает прекрасные книги, посвященные творчеству Дали, которыми сам я с удовольствием пользуюсь. 


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram


Write a comment

Comments: 0