Дон Себастьян де Морра - Диего Веласкес

Дон Себастян де Морра - Диего Веласкес

Дон Себастьян де Морра (Портрет придворного карлика Себастьяна де Морра) - картина, написанная Диего Веласкесом в 1644 году и ныне находящая в музее Прадо в Мадриде. 

 

Себастьян де Морра был приобретен королем Филиппом IV в 1643-44 годах годах своего младшего брата, правителя Фландрии кардинала-инфанта Фернандо. Затем он был передан во владение юному принцу Бальтазару Карлосу. В обязанности Себастьяна входило развлекать принца шутками и забавными выходками, чтобы хоть немного развеять вечную хандру меланхоличного Бальтазара.  Морра оставался в собственности принца вплоть до его скоропостижной  смерти в 1646-ом, в возрасте всего 16 лет. 

 

После того Себастьян де Морра еще три года служил пр дворе - вплоть до своей собственной смерти в октябре 1649-го. 

Анализ полотен, на которых были написаны портреты Де Морры и Филиппа IV, проведенный в рамках проекта Thread Count Automation Project, позволил установить, что оба потреты были написаны на холстах из совершенно идентичного материала. Это доказывает, что потрет Себастьяна де Морра был написан во Фраге одновременно с портретом самого Филиппа.

Известные как sabandijas, «маленькие змеи», придворные карлики-шуты использовались королями еще в средневековье. В шуты обычно попадали люди с врожденными уродствами - либо изуродованные специально на потеху особам голубых кровей.

По сложившейся еще в Средние века традиции, карликов и шутов изоражали в реалистичном стиле, всячески выпячивая их уродство. По своему статусу шуты и карлики числились лишь на одну ступень выше животных и, как правило, изображались, как полная собственность королей или других аристократических персон. 

Нередко на потретах тот же король изображался положившим руку на голову карлика, что указывало как раз на то, что он безраздельно владеет этим забавным, но в высшей степени третьестепенным существом.

Тем не менее, возведение этого правила в абсолют неизбежно привело бы к упрощению и даже искажению истины. Среди тех же карликов, коих при дворе того же Филиппа Четвертого насчитывалось свыше сотни, встречались и представители древних родов, и весьма умные и образованные люди - что в то время также часто указывало на их далеко не плебейское происхождение. 

Случалось, карлики и шуты, наряду со своей основной обязанностью, занимали важные государственные должности и даже выполняли ответственные дипломатические поручения

Причиной физических недостатков Себастьяна де Морра явилась тяжелая наследственная болезнь, называемая ахондроплазией, при которой нарушается рост хрящевых и костных тканей. 

Поэтому у Морра были в сильнейшей степени нарушены все пропорции тела. Но умственные способности, психика и а также сексуальные функции у таких людей часто остаются совершенно нормальными, а то и превосходят средний уровень. По свидетельствам современников, Себастьян де Морра был на редкость умным и ироничным человек, к тому же отличавшимся феноменальной физической силой и любвеобильностью. 

Всего Диего Веласкес, с 1628 года занимавший должность придворного живописца, написал около десятка портретов карликов и шутов, бОльшая часть которых в наши дни находится в музее Прадо в Мадриде. 

Вероятно, исполненный отчаяния и одновременно смирения пристальный взгляд Себастьяны де Морры, который, вкупе с полной статичностью позы, производит невероятное сильное впечатление, заставил Сальвадора Дали в 1982 году написать свою версию этой исполненной скрытого трагизма картины. 

Это было сделано в тот период, когда Гала находилась при смерти, и мир Дали рушился с обвальной и пугающей скоростью. Степень отчаяния, в которой пребывал тогда Дали, оказалась абсолютно созвучна той, что запечатлена во взгляде Себастьяна де Морра.  

Интересно, что Дали назвал свою работу "Себастьян де Морра с признаками катастрофы" - что лишь подтверждает наше предположение. 

Прадо - экскурсии на русском языке

Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.

 

Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:

Write a comment

Comments: 0