Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие Гражданской войны

Картина "Мягкая конструкция с вареными бобами. Предчувствие Гражданской войны" была написана Сальвадором Дали в 1936-ом и стала одной из самых заметных работ художника этого трагического для Испании года. 

 

Первоначально название картины было ровно вполовину короче и звучало просто как "Мягкая композиция с вареными бобами". Вторая половина названия "Предчувствие Гражданской войны" была добавлена уже после того, как Гражданская война в Испании началась - хотя Дали и утверждал обратное. 

Как бы ни было, сама картина "Предчувствие Граждансакой войны" (будем называть ее так, ибо это, второе название однозначно лучше) появилась почти полгода до начала военного конфликта и может, таким образом, вполне трактоваться как именно "предчувствие". 

Как бы ни пытался Дали строить из себя "сверхчеловека", заявляя повсеместно о своей полной и окончательной аполитичности, не реагировать на происходящее вокруг него в Испании он не мог - а Испания, раздираемая политическими противоречиями, нищетой и классовой ненавистью, прямой дорогой скользила в пропасть, имя которой  - Гражданская война. 

На картине (100 Х 99 см, масло, холст) на фоне реалистично и скрупулезно выписанных родных для Дали видов долины Ампурдан и приенейских предгорий, изображен занимающий едва ли все пространство холста монстр, в отчаянном и злобном усилии пытающийся разодрать самое себя. 

Формой своей монстр напоминает географические очертания Испании - и сходство это не случайно. Более яркой и более сильно воздействующей на зрителя аллегории страны, охваченной ненавистью и готовой вот-вот затеять братоубийственную бойню, придумать было нельзя. 

Та свойственная работам Дали фотографическая реалистичность, в которой выписан монстр войны (объект, не существующий в действительности) полностью соответствует канонам параноико-критического метода, который предполагал именно фотографически точную фиксацию мельчайших деталей галлюцинации или бреда. 

В этом, как я не раз уже говорил, кроется секрет очарования Дали сюрреалиста - в умении изображать галлюцинации с таким мастерством и убедительностью, что они кажутся реальнее, чем сама реальность. 

Иягкая композиция с вареными бобами - предчувствие гражданской войны.

Первая половина названия "Мягкая композиция с вареными бобами" тоже далеко не случайна. Дали был гурманом, и, что еще важнее,  Дали был каталонцем - а каталонцам свойственно воспринимать мир через призму желудка.

 

Дали рассматривал грядущую войну, как "бред съедобной красоты", да и тружно ожидать чего-либо иного от человека аполитичного,  да еще написавшего, к тому же,  жену с двумя ребрышками ягненка на плече

Война, по Дали - это страшная, но съедобная "красота", блюдо, где вареные бобы служат гарниром к сырой окровавленной плоти, в которую неминуемо превратит себя монстр. 

Что касается политической позиции самого Сальвадора Дали - ее, как мы уже сказали, не было. Вот что сам художник писал по этому поводу:

 

"Я совершенно очевидно не относил себя к людям истории. Напротив, я ощущал себя абсолютно антиисторичным и антиполитичным. Либо я слишком далеко вырвался вперед по сравнению со своим временем, либо остался чересчур позади, однако никогда не чувствовал себя современником играющих в пинг-понг....

Я всего лишь продолжал мыслить и не желал называться иначе, как только Дали. Однако вокруг меня уже начала кружить гиена общественного мнения, роняя тягучую слюну и жадно обнажая острые зубы, она требовала, чтобы я, наконец, определился, чтобы я, наконец, провозгласил себя сторонником Сталина или Гитлера. Нет! Нет! Нет! Тысячу раз нет! Я всегда буду - буду до самой смерти - сторонником Дали и только Дали!"

Справедливости ради отметим - Дали так и не отдал свой сюрреалистический голос ни одной из воюющих сторон, предпочитая жить там, куда война еще не пришла. Война наступала - Дали убегал от нее прочь. Италия, Франция, США.

Окончательно художник определился лишь в конце сороковых, когда пришла пора возвращаться в Испанию, жившую при диктаторском режиме Франко. И Дали вернулся туда - богатым человеком, признанным художником и горячим франкистом. 

И, чтобы там не говорили, я твердо уверен: в выражении своих верноподданических чувств вождю Сальвадор Дали был, как всегда, искренен и глубоко убежден, что действует в полном согласии с совестью и честью. Да и то сказать: чем красный террор лучше террора белого? Чем одно зло лучше другого, если в каждом случае одинаково умирают люди?  


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0