![Вид Кадакеса с тенью горы Пани - Сальвадор Дали (1917)](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=410x1024:format=jpg/path/s6b61d3476b988e81/image/ic4c8985b6535b5fe/version/1599983930/%D0%B2%D0%B8%D0%B4-%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B0-%D1%81-%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8E-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8-1917.jpg)
Картина "Вид Кадакеса с тенью горы Пани" была написана Сальвадором Дали в 1917-ом году, когда юному художнику было всего 13 лет, и каждое лето стновилось для него истинной отрадой: заканчивались наводившие на Сальвдора тоску скучные школьные занятия, и семья уезжала в летнюю резиденцию в Кадакесе.
В этот период Дали экспериментировал с импрессионизмом, крупнейшим и самым революционным на свой момент времени художественным движением 19-го века.
Движение, зародившись во Франции, быстро распространилось по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать технические методы и приёмы живописи, позволявшие наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные или мгновенные впечатления на холсте максимально точно.
Основу импрессионистского метода составляет восприятие и последующее изображение объектов действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени.
В этом заключаются и триумф импрессионизма, и его тупиковая суть: сосредоточив своё внимание на тональных отношениях и стремлении передать субъективные аспекты восприятия, художники-импрессионисты неизбежно пришли к ослаблению рисунка, композиции, чувства формы и "реальности" изображаемых предметов.
Тем не менее, для своего времени и на фоне навбившего оскомину академизма импрессионизм стал настоящей революцией - и не удивительно, что юный Дали также подпал под очарование этого стиля, и многие его ранние работы выполнены в откровенно импрессионистской манере.
Здесь следует упомянуть крайне важный факт, сформировавший эстетические пристрастия малютки Сальвадора: дружбу его отца с Хосе Пепито Пичотом, представителем богатого и творческого семейства, в рядах которого имелись и музыканты, и художники - причем, самого высокого уровня.
Маленький Дали проводил немало времени в "Моли де ла Торре" - семейном поместье Пичотов неподалеку от Фигераса. Стены столовой их большого и дружного дома были увешаны картинами известных импрессионистов, среди которых имелись картины и Рамона Пичота - очень востребованного в то время художника, работавшего как раз в манере импрессионизма и пуантилизма.
К слову, Рамон Пичот был близким другом Пабло Пикассо - что уже свидетельствует о многом. Именно Пичот и подметил явные способности Сальвадора к живописи - и посоветовал родителям Дали развивать ребенка в этом направлении. И как раз под влиянием работ Рамона Пичота, которые мальчик имел прекрасную возможность наблюдать вживую, Дали решил стать художником, и не просто художником, но художником-импрессионистом.
Так что не стоит удивляться засилью импрессионизма в картинах юного Дали. Позже художник скажет: «В то время меня привлекала живопись импрессионистов, потому что она считалась анти-истеблишментом и революционной эстетической теорией».
Отметим, что картина "Вид Кадакеса с тенью горы Пани" написана маслом не на холсте, а на грубой мешковине, что придает пейзажу особенно выразительную и рельефоную текстуру. Ранние картины Дали очень отчетливо дают понять, как много подросток упряжнялся в живописи, и как быстро прогрессировал в этом занятии.
Статьи по теме:
Кадакес - "белый город" на Коста Брава
Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате
Мыс Креус - край каталонского света
Сальвадор Дали и Гала - встреча длиною в жизнь
Write a comment