Аптекарь, с величайшей предосторожностью приподнимающий кутикулу рояля - Сальвадор Дали

Картина "Аптекарь, с величайшей предосторожностью поднимающий кутикулу рояля" продолжает серию прекрасных полотен, написанных Сальвадором Дали в 1936-ом в полном соответствии с его "параноидально-критическим методом". 

 

Мы вовсе не собираемся вдаваться в подробности этого удивительного "метода", применимого лишь к одному человеку на Земле - самому Сальвадору Дали, тем более, что и сам художник так и не смог внятно объяснить его суть. "Не знаю, в чем конкретно он заключается,  - как-то признался Дали, - зато работает он прекрасно!"

Напомним лишь об одном: Сальвадору Дали, мозг которого был устроен самым математическим образом, очень быстро сделалось тесно в маленьких ботинках сюрреализма, основной задачей которого было слепо фиксировать бессознательное посредством произведений искусства. 

Вся тупиковость такого подхода была очевидна, и потому он пошел дальше, "изобретя" свой-параноидальнно-критический метод". Если сюрреализм в "классическом" своем проявлении был чистым автоматизмом, "параноидально-критический метод" предполагал не только фиксацию, но и "классификацию, систематизацию и скрупулезно точную фиксацию бредовых образов и галлюцинаторных явлений". 

Иными словами, его можно определить, как систематизированный бред, живущий по правилам логики и имеющий свой устойчивый визуальный язык. Средствами этого языка выступали навязчивые образы Дали, из каких вполне можно составить своеобразный словарь, или "инонографию" его живописи - каковые попытки не раз уже и предпринимались. 

Муравьи, слоны на паучьих ногах, львиные пасти, кузнечики, скалы мыса Креус, персонажи картины "Анжелюс" Милле, мягкие часы, носорожьи рога, атомы, кипарисы, хлеб, чернильницы и т д. - это "лексически-живописные" единицы того самого языка, которым, посредством живописи, общаяется с нами Дали. И если знать, что означает каждое слово, даже самые "непонятные" картины Дали обретают определенный смысл. 

Из таких же "символов-слов" и состоит картина "Аптекарь, с величайшей предосторожностью приподнимающий кутикулу рояля" - начиная от хорошо нам знакомого по работам разных лет пляжа в Росесе - городе на побережье Коста Брава недалеко от Фигераса, куда семейство Дали нередко выбиралось на пляжный отдых. 

Точно так же прекрасно знаком нам по целому ряду картин и мальчонка в матросском костюмчике с обручем - это сам Дали в детские годы - еще одна отсылка к наиболее важному в жизни человека периоду: детству. 

И женский, традиционно спешащий силуэт в нарядном платье на зданем плане - всё та же "кузина Каролинета" - на деле, двоюродная тетка Дали из Барселоны, однажды пробудившая в ребенке первые сексуальные чувства -и умершая из-за "испанки" совсем молодой. 

И мыслитель в образе рыбака из Кадакеса, который поражал Дали своим умением совершенно ничего не делать не то что часы, а долгие месяцы и годы, что приводило неверятно деятельного Дали в состояние мистического восторга... 

И незабвенный, похожий на добрую бабушку Рихард Вагнер, музыка которого когда-то очаровала каталонского художника раз и навсегда - даже сегодня во время каждой экскурсии по Театру-музею мы слышим его музыку из оперы "Тристан и Изольда"...

И, конечно же, удивительный "аптекарь", подобно привязчивому фантому, раз за разом возникающий в картинах Дали этого периода: "Аптекарь из Ампурдана, не ищущий абсолютно ничего", "Предчувствие Гражданской войны" - приглядевшись к тому, что изображено на этих картинах, вы обязательно найдете там этого "аптекаря". 

Когда-то, в далеком полудестве, этот аптекарь, увиденный мною на репродукции, почему-то произвел на меня самое сильное впечатление - уж не помню и не скажу, почему. Чем он так поразил меня - своей реальностью? Нереальностью? Несоответствием пейзажу? Сосредоточенностью в поисках "абсолютного ничто"? Вот она, магия искусства - когда не можешь ничего объяснить, зато чувствуешь так много! 

Вообще, этот пресловутый "аптекарь из Ампурдана", многократно возникающий в картинах Дали этого периода - персонаж интересный, и следует обязательно сказать о нем пару слов. Основой для образа послужила фотография из медицинского журнала, на которой медик демонстрирует способ применения аппарата для массажа сердца, изобретенного выдающимся австрийским специалистом по имени Victor Eisemmenger. 

Впрочем, в полном соотвествии со своим "параноидально-критическим методом" Дали быстро перекрестил "человека с фотографии" в "сеньора Долофеу" - так звали аптекаря с улицы Монтуриоль в городе Фигерас, где родился Сальвадор Дали, и стал полностью идентифицировать неизвестного медработника с одним из памятных персонажей своего детства. 

Кстати, именно тем, что в основе образа "аптекаря из Ампурдана" лежит фотография, объясняется "фотографичность" его изображения в картине.

Интересен и рояль, регулярно возникающий в картинах художника разных лет - и традиционно наделяемый им всеми признаками живого существа - в нашем случае, "кутикулой" (жестким, но в то же время гибким покрытием растения или животного).

Как видим, значение каждого "образа-слова" в картинах Дали зачастую можно проследить - а вот что означает весь "текст" (то есть, картина) в целом - каждый решает для себя сам. Это многозначностью прочтения и интересен Сальвадор Дали, как художник. 


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Write a comment

Comments: 0