![Окраины параноидально-критического города: полдень на задворках европейской истории](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=410x1024:format=jpg/path/s6b61d3476b988e81/image/i9d7eb60bba6f7bd1/version/1669148618/%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8.jpg)
Картина "Окраины параноидально-критического города: полдень на заворках европейской истории" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом году. В это время, как мы знаем, Дали любил работать на досках и создавать почти миниатюры, тщательно выписывая в своих полотнах мельчайшие, зачастую неразличимые невооруженным глазом детали.
Картина "Окраины параноидально-критического города" - тоже относительно небольшая вещь (46 Х 66 см) и тоже написана на доске. Да, доска не так долговечна, как холст, но есть в этом что-то от старых мастеров, творчеством которых Дали восхищался.
Параноидально-критический метод Дали
В названиях картин Дали 1935-го словосочетание "параноидально-критический" встречается не раз, и это далеко не случайность: в том же году художник опубликовал получившее широкий резонанс в художественных кругах эссе под названием "Завоевание иррационального", где впервые попытался обосновать свой собственный, "параноико-критический" метод, с помощью которого намеревался пойти куда дальше, чем "классические" сюрреалисты с их "чистым автоматизмом".
Приведем цитату из этого труда Сальвадора Дали: "Мои амбиции в живописи - отражать образы конкретной иррациональности посредством чрезвычайной точности образов, которые в конкретный момент нельзя ни объяснить, ни уложить в рамки конкретных логических систем или рацтонаьлного подхода".
Сам метод, или "параноидально-критическую деятельность", Дали описывал как спонтанный метод иррационального познания, основанный на интерпретационно-критической ассоциации бредовых феноменов.
Само присутствие слова "паранойя" - кстати, далеко не случайно. В грубом приближении паранойю можно определить как систематизированный бред, живущий по законам логики. Точно так же и Дали дает понять, что спонтанные галлюцинаторные (бредовые) образы дожны быть систематизированы, критически пересосмыслены, а затем перенесены на холст с высочайшей детализацией и точностью.
Именно эта детализация, свойственная работам Дали-сюрреалиста (да и не только сюрреалиста) и порождает удивительный эффект его полотен: когда мы видим вперемешку, в тесном соседстве, реальные и воображаемые образы, выписанные с величайшей, фотографической точностью, мирно уживающиеся в рамках одного полотна - те самые цветные фотографии подсознания, о которых говорил Дали - ощущение "сюрреальности", что называется, зашкаливает!
Это в полной мере относится и к картине "Окраины параноидально-критического города".
Величественное, увечанное куполом здание в левой части картины написано, тем не менее, в довольно абстрактной манере, очень напоминающей метафизическую живопись де Кирико, большим поклонником которого являлся Сальвадор Дали - в противовес совершенно реалистичному изображению улицы Кадакеса с арками в левой части картины.
Фотографически точно написанная Гала, протягивающая нам виноградную гроздь, никак не уживается со странными, не могущими существовать в действительности интерьерами комнаты "без комнаты"...
Не обошлось здесь и без двойных образов, которые являлются главным визуальным приемом "параноидально-критического метода". Так, виноградная гроздь очень похожа на силуэт лошади слева и чуть в глубине относительно Галы. Более того, череп, лежащий на столе, накрытом зеленой сткатертью - это та же лошадь, наблюдаемая с тыльной части. Если мысленно установить этот череп вертикально - обнаружится то самое сходство, которое Дали запечатлел в этюдах к этой картине.
Девочка со скакалкой, бегущая через площадь пере церковью, в то же время легко может превратиться в церковный колокол - образ, который будет нещадно эксплуатировать и впоследствии.
Что касается второй половины названия картины: "Задворки европейской истории" - хотелось бы напомнить, что и сегодня Кадакес, мыс Креус и Порт-Льигат, где находится дом Дали, являются совершенными "задворками" не только истории, но и географии - посколько расположены в труднодоступном и самом удаленном месте Каталонии.
Впрочем, в наши дни говорить о "труднодоступности" смешно. Поэтому приезжайте, и мы с удовольствием отвезем вас на "задворки европейской истории", где вы сможете испытать удивительный эффект живого погружения внутрь картин Сальвадора Дали!
Увидеть невероятно красивые места, из созерцания которых и родилось, по сути, всё непостижимое творчество Сальвадора Дали, можно в ходе наших следующих экскурсий:
1) Кадакес, мыс Креус и Порт-Льигат
2) Театр-музей Дали в Фигерасе и дом Дали в Порт-Льигате (с заездом на мыс Креус)
Статьи по теме:
Гала и Дали - встреча длиною в жизнь
Write a comment