Голконда - Рене Магритт

Голконда - Рене Магритт

Голконда (1953) - одна из самых известных картин Рене Магритта, и один из самых известных созданных бельгийским художником образов. "Дождь, идущий мужчинами" - такой изобратательности Магритта мог бы позавидовать сам Сальвадор Дали

 

Впрочем, может быть, всё не так: никакого дождя из мужчин на картине не наблюдается (на что намекает совершенно безоблачное небо), а мужчины, напротив, подобно гелиевым шарам, поднимаются к облакам снизу, от грешной земли? 

Однако абсолютная статичность почти одинаковых персонажей не наводит на мысли о каком-либо движении. Кажется, Магритт просто взял этих одетых в стандартную деловую униформу среднего класса "мужичков в котелках" (точно так же одевался и сам художник), выдернул из привыной среды обитания и произвольно расположил в воздухе таким образом, что они, образуя ромбовидную сетку, медленно тают в перспективе. 

Возможно ли такое? В жизни - нет, но в живописи, и, тем более, в живописи сюрреалистической - вполне! Магритт обожал подчеркивать то, что в повседневной жизни мы обычно не замечаем: например, тот очевидный, но малозаметный факт, что изображения не идентичны объектам, которых они изображают. 

И если образ добропорядочного бюргера не тождественен самому бюргеру - почему  бы в пространстве картины ему и не парить, подобно гелиевому шару, или, напротив, не падать с неба, подобно большой, "человековидной" капле дождя? 

Разгадка картины "Голконда" - в деталях. Если присмотреться к совершенно одинаковым, на первый взгляд, мужчинам в пальто и котелках, то выяснится прелюбопытная деталь: они вовсе не одинаковы! Не только позы разных представителей этого племени имеют различия между собой, но и лица, оказывается, у всех разные! 

Магритт таким образом напоминает нам о странном, мучительном и в то же время прекрасном противоречии, которое каждый представитель рода человеческого от рождения носит в себе: с одной стороны, он осознает себя глубоко индивидуальной, отличной от всех прочих сущностью, а с другой - чувствует совершенно неразрывную связь с социумом, или, иными словами, с толпой, без которой его существование не только невозможно, но и бессмысленно, и которая, по сути своей, призвана максимально нивелировать все различия между индивидами. "Единство и борьба противоположностей" - так это явление обозначено в анналах материалистической диалектики. 

Так уж сложилсь, что "Я" изначально обречено конфликтовать с "Мы" - и в то же время оба не могут существовать один без другого. Найти правильный баланс между двумя крайностями: эдакую неширокую тропку над бездной - значит, прожить жизнь в гармонии с собой. А разве не к поиску гармонии мы стремимся всю жизнь?

Интересно, что название картины придумал друг Рене Магритта - поэт Луи Скутенер. Голконда, как известно - древняя крепость в индийском штате Телингана, которая приобрела известность, являясь центром алмазной проиышленности в регионе. Известность эта, а точнее, слава, была такова, что даже "Оксфордский словарь" определяет Голконду как "синоним неисчерпаемого богатства". 

Кстати, в награду за помощь с названием Рене Магритт изобразил своего друга-поэта в виде одного из мужчин - крупного персонажа рядом с дымовой трубой на правой половине картины. 

Write a comment

Comments: 0