Влюбленные II - Рене Магритт

Влюбленные - Рене Магритт

Картина Рене Магритта "Любовники II" (1928) сразу "цепляет" оригинальностью образа и, как это вообще свойственно творчеству бельгийца, задает гораздо больше вопросов, чем предлагает ответов. 

 

Так или иначе, перед нами "классика" сюрреалистического жанра от Магритта: предельно упрощенный стиль, являющий собой нечто среднее между иллюстрациями к книгам для подростоков от 13 до 15 лет и рекламными плакатами, отсутствие каких-либо второстепенных деталей, чтобы зритель не занимался "ерундой", отвлекаясь на то, что не является существенно важным - и явное ощущение тревоги, исходящей от холста. 

Хорошо это или плохо - разумеется, дело вкуса. Лично мне в работах Магритта всегда не хватает сумбурного множенства мелких, восхитительно написанных деталей, которыми любил радовать зрителя Сальвадор Дали - но, повторюсь, кому-то они покажутся лишними. 

У Магритта ничего лишнего нет. Комната, удивляющая унылостью и несочетаемостью интерьера - задняя стена серо-голубого оттенка, кирпично-красная боковая, белый потолок с потолочным плинтусом, присутствующим на красной стене - и отсутствующем на серо-голубой. 

И - мужчина и женщина в окутывающих их головы целиком белых покровах, которые так и хочется назвать саванами. Мужчина и женщина, предающиеся такому важному в любви занятию, как поцелуй - не имея при этом возможности напрямую видеть и осязать друг друга. В этих белых покрывалах и сокрыта вся суть картины. Ты видишь перед собой вполне понятную сцену, участником которой и сам бывал множество раз - и все, вроде бы, ясно, яснее некуда - если бы не эти белые покрывала. 

Мы не имеем возможности видеть лица влюбленных, точно так же, как самую, может быть. важную важную по выразительности часть человеческого тела - руки. Магритт усложняет нам задачу, и потому остается догадываться о истинной сути происходящего по позам "влюбленных" и их одеяниям. 

Мужчина в этой паре, безусловно - доминантный партнер. Развернутые не без пафоса плечи, поднятая кверху голова - так, что невидимый нам нос плотно обтянут белой тканью... Женщина, подавшаяся всем телом навстречу мужчине и даже привставшая, это очевидно, на цыпочки, чтобы дотянуться до губ "доминирующего самца" - выполняет роль подчиняющейся стороны. 

В этом смысле картина Магритта очень напоминает "расстановку" сил  в еще одной знаменитой работе: картине Густава Климта "Поцелуй". Однако у Климта "покорная" женщина сдается, уступая безудержному натиску сметающего все на своем пути кавалера - в то время как у Магритта женщина целует сама. О том, что подчиненность ее может быть вызвана любовной страстью, свидетельствует красный цвет ее платья или сарафана. 

Красный, как известно, символизирует страсть, а черный, напротив, принято ассоциировать со смертью - что лишь подтверждает правильность наших предположений. Женщина любит, мужчина позволяет себя любить, и, похоже, не намерен воспринимать отношения с любящей его женщиной всерьез. 

Таким образом, белые покрывала на головах занятых поцелуем "влюбленных" - символ невозможности между ними той самой любви, одним из проявлений которой они заняты. 

Для Магритта это вполне в порядке вещей - он любил играть со значениями слов применительно к визуальным образом и к действительности, подчеркивая, что в этой триаде: слово, образ, действительный объект - ни один элемент не тождественен другому. 

Поэтому, формально изобразив сцену поцелуя  и назвав картину "Влюбленные", Магритт, введя в картину "маленькую, но крайне существенную деталь" - покрывала на горовах персонажей - во-первых, горько поиронизировал, а во-вторых, изобразил фактическую невозможность любви. 

По большому счету, картина должна была называться "Обреченная любовь", или "Неспособные любить" - но тогда исчезло бы дополнительное воздействие на зрителя, возникающее из противоречия между названием и изображением. Контраст всегда усиливает восприятие - и Магритт, как никто другой, был прекрасно осведомлен об этом. 

Выгодное предложение отелей по всему миру:

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0