![Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=410x1024:format=jpg/path/s6b61d3476b988e81/image/ife1e249a03f39938/version/1595751143/%D0%BC%D0%BE%D1%8F-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B5%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BC-%D0%B8-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B9.jpg)
"Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой" - так полностью звучит название этой картины, написанной Сальвадором Дали в 1945-ом году, в период проживания в США.
Грешен, я питаю слабость к подобным длинным названиям, которые давал своим картинам Дали: во-первых, они неуловимо поэтичны, во-вторых, они предельно четко объясняют суть картины, что немаловижно для ее понимания, и, в-третьих, они однозначно доказывают, что, увлекаясь двойными образами, он вовсе не уподоблял себя фокуснику, который придумал очередной ловкий трюк, секрет которого обязательно должен остаться в тайне.
Нет, Дали всегда четко объяснял, из чего складывается его двойной, или, как в данном случае, "раздвоившийся" образ, приглашая и нас пройтись по пути мгновенных ассоциаций, этот образ породивших.
Картина "Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело" демонстрирует также замечательную способность Дали работать в разных жанрах одновременно, зачастую с легкостью смешивая их в пространстве одной картины.
Так и здесь: классические элементы, явно навеянные работами итальянского Ренессанса, художники которого числились в главных кумирах Дали, соседствуют с излюбленным приемом Дали-сюрреалиста - двойным образом.
Гала, нижняя часть тела которой закрыта прекрасно выписанной драпировкой (драпировки всегда были сильным местом Дали-живописца) представлена на холсте еще раз - на этот раз в виде сложной архитектурной конструкции, состоящей из лестницы, башни и высоких колонн, подпирающих обширный купол с надстройкой, в которой баллюстрада террасы, как можно заметить, не что иное, как трансформация изящной заколки в волосах Галы, инкрустированной жемчужинами.
Картина интересна еще и тем, что показывает нам Сальвадора Дали в сложный для него переходный период: сюрреализм, сделавший его всемирной звездой, уже изжил себя, как авангардное направление в искусстве, а Сальвадор Дали, ставший "иконой стиля" давно сделал в этом направлении всё, что может сделать смертный.
Сюрреализм поднадоел, приелся и уже не вызывал даже малой доли того энтузиазма, что в тридцатые. Чутко державший ном по ветру Дали понимал - для дальнейшей успешной монетизации своего творчества он должен в срочном порядке изобрести что-то новое.
Прежде всего, это "новое", чтобы стать новым, должно было противопоставить себя авангарду, ярким представителем которого сам же Дали и являлся: отсюда на первый взгляд парадоксальный, но на деле глубоко продуманный и логичный возврат художника к классическим ценностям в живописи - что мы и наблюдаем в этой картине.
В этот период Дали, по собственным его словам, "усиленнно пытался овладеть утраченной техникой старых мастеров" - и, надо признать, преуспел. Однако одной техники, как все мы понимаем, мало - должна была появиться концепция, идея, философия "нового Дали" - и она появилась после того, как на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы!
К классическим ценностям, которые легли в основу нового стиля Дали, была добавлена ядерная и квантовая физика. Доктор Фрейд уступил место Вернеру Карлу Гейзенбергу. Оставался последний штрих, и штрихом этим стал Католицизм. Именно так на свет появился свежеизобретенный стиль Дали - ядерный мистицизм.
Такие картины, как "Меланхолическая ураново-атомная идиллия", "Три сфинкса острова Бикини", "Расщепление атома", "Атомная Леда", "Мадонна Порт-Льигата" - очень хорошо позволяют проследить последующие этапы формирования стиля. А обсуждаемая нами вещь - можно сказать, самое начало пути.
Картина интересна еще и тем, что содержит грустно-философский контекст: противопоставление одуванчика древней, в трещинах стене в античным барельефом - не что иное, как приглашение задуматься о вечности бытия и эфемерности отдельной человечекой жизни.
Эта тема не случайно: в 1945-ом Гале было уже за 50, и Дали вдруг осознал, что она не вечна. Придет время, и ему придется остаться одному (учитывая, что Гала была на десяток лет старше Сальвадора, такой ваариант развития событий представялся наиболее вероятным - да так, в конце концов, и случилось.)
Самая мысль об этом наполняла Дали липким холодным ужасом. Увы, в те годы Дали даже в малой степени не представлял, в какую муку превратится его несчастная жизнь, когда 10 июня 1982-го года Гала действительно уйдет в мир иной...
Кстати, в 1960-ом Дали еще раз написал эту вещь, правда, уже совсем в академическом стиле. Картина получила название "Гала со спины, смотрящаяся в невидимое зеркало", и сегодня ею можно полюбоваться в Театре-музее Дали в Фигерасе.
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Великий мастурбатор - описание картины
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment