![Макс Эрнст. "Наполеон в пустыне" (1941)](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=780x10000:format=jpg/path/s6b61d3476b988e81/image/i4f6f1d14598f693c/version/1709232127/%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81-%D1%8D%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD-%D0%B2-%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%B5-1941.jpg)
Картина Макса Эрнста «Наполеон в пустыне» датируется 1941 годом, годом, когда Германия начала свою русскую кампанию на Восточном фронте. Эта вещь представляет собой сюрреалистическую интерпретацию театра Второй мировой войны глазами Макса Эрнста.
Картина «Наполеон в пустыне» была написана в США, где художник обосновался после бегства из Европы. Макс Эрнст показывает нам фантастический мир, сочетающий в себе отсылки к разным историческим эпохам и культурам. Вполне логично связать эту картину с ее довольно странным набором персонажей на берегу моря с ситуацией самого художника, только-только оказавшегося в заокеанском изгнании.
Для создания пленительных красок картины Макс Эрнст использовал особую художественную технику, называемую декалькоманией. Декалькомания, разработанная в Англии восемнадцатого века, была впервые использована сюрреалистом Оскаром Домингесом в 1936 году, а затем подхвачена Максом Эрнстом.
Начиная с конца 1930-х годов художник создавал работы, в которых краска размазывалась по некоторым частям холста, затем на него прижималось стекло или лист бумаги. Случайные пузырьки воздуха, струйки и разветвления краски, создающие различную структуру поверхности, появлялись, когда стекло или бумагу снимали с холста. На следующем этапе Эрнст использовал кисть, чтобы преобразить найденные структуры, чем-то напоминавшие кораллы или мох.
Леонардо да Винчи уже обсуждал подобную художественную процедуру около 1500 года в своем «Трактате о живописи»: «Когда вы смотрите на стену, испещренную пятнами или смесью камней, вы, если вам нужно придумать какую-нибудь сцену, можете легко обнаружить на поверхности стены сходство с различными ландшафтами, с горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами в разнообразном расположении».
Интересно отметить, что прообразом соблазнительного женского персонажа послужила Леонора Каррингтон - художница и одна из любовниц Эрнста. На этой картине Наполеон символизирует ощущение, которое мощно владело самим художником в тот период: потребность сжечь все мосты и начать все заново. В том же году Эрнст покинул Каррингтон и женился на широко известной Пегги Гуггенхайм.
Write a comment