Портрет моего покойного брата - Сальвадор Дали

Картина "Портрет моего покойного брата" была написана Сальвадором Дали в 1963-м и стала, по словам самого художника, "некоторым облегчением" для него. Что же, творчество, по большому счету, и есть способ разрешения психологических проблем творца - что с готовностью подтвердит всякий, кто что-нибудь созидает. 

 

Чтобы понять, о каком "облегчении" Сальвадор Дали ведет речь, вспомним истинную историю с умершим братом Дали.  

Дело в том, что великий гений живописи 20-го века Сальвадор Дали мог бы никогда не появиться на свет - а в том, что это все-таки случилось, "повинен" именно его брат.

 Да, да - тот самый Сальвадор Дали, который повсеместно и громогласно заявлял, что его рождение было предначертано звездами и совершенно неизбежно, потому что ему была уготована роль "спасителя современного искусства - тот самый Сальвадор Дали мог бы никогда не появиться на свет, если бы не несчастливая случайность. 

Портрет моего покойного брата - история создания картины

Говоря так, мы вовсе не имеем в виду, что родители художника не хотели его появления на свет, и скажем, просто неумело предохранялись - нет, речь о другом.

В семье уже был ребенок, и тоже мальчик, и тоже Сальвадор - который прожил всего 22 месяца и умер в результате острой кишечной инфекции. Вот тогда родители, пребывая в состоянии глубочайшего горя от утраты первенца, и решили возместить эту утрату рождением нового ребенка.

В пользу этой версии свидетельствует простой, но убедительный факт, если мы сопоставим дату смерти первого Сальвадора и дату, когда был зачат "второй" (всем нам хорошо известный), то увидим, что между этими датами всего десять дней разницы. 

 

Так что,  если бы не смерть "первого" Сальвадора, то будущий гений сюрреализма, скорее всего, никогда не появился бы на свет - и мир, таким образом, лишился бы сотен бессмертных шедевров!

Однако для самого Дали в этой ситуации изначально была заложена глубокая психологичкеская травма. Во-первых, он не ощущал себя самостоятельной и полноценной человеческой единицей - но всего лишь копией своего умершего брата.

Опять же, брат его оставил этот мир в совершенно ангельском возрасте, не успев еще проявить дурных качеств всякой человеческой натуры - а он, второй Сальвадор, продолжал жить, подрастал, устраивал шалости, обзаводился грешками - и тем самым должен был неизбежно выглядеть в глазах родителей хуже того, первого Сальвадора, который так и остался для них ангелом. 

Дали осознавал, что родители любят его как отражение, как бледную и не очень удачную копию того, первого Сальвдора - но он-то был другим! И чтобы заставить родителей понять, что он другой, он не копия, он сам по себе - он позволял себе достаточно эксцентричные выходки, которые очень живо описывает в своей "Тайной жизни"....

Все для того, чтобы заявить о себе, как о полноценном самостоятельном человечке. Не исключено, впрочем, что проблема эта была придумана болезненно чутким мальчиком - однако он накрепко убедил себя, что она существует, и эта глубокая уверенность действительно травмировала его на всю жизнь. 

Впоследствии, во взрослом возрасте,  проблема приняла несколько иные формы: Дали, который был абсолютно убежден в изначальной предначертанности своего появления на свет, в то же время не мог не осознавать, что, сложись обстоятельства иначе, останься первый Сальвадор жив - его вовсе могло бы и не быть.

Явное противоречие двух установок не давало Сальвадору Дали покоя долгие годы, и то, что он обратился к теме умершего брата, будучи уже 60-летним человеком, служит однозначным тому подтверждением. 

Портрет моего покойного брата - описание картины

Картина "Портрет моего покойного брата" выполнена в популярном в те годы жанре "поп-арт" и одновременно напоминает работы пуантилистов, крупнозернистую фотографию и творения Роя Лихтенштейна, который, наряду с Энди Уорхоллом может считаться столпом популярного искусства. 

За точку, или единицу изображения, взята ягода черешни разных тонов - от почти черных до светло золотых. Из множества этих точек-черешен и складывается напоминающий газетное фото образ мальчика, который одновренно является и самим Сальвадором Дали, и другим "братом-Диоскуром" - его умершим братом. 

Очевидно, что в качестве прототипа Дали использовал не что иное, как фотографический снимок из газеты. Ничего общего изображенный ребенок - достаточно взрослый -  с истинным братом Дали не имеет: тот, как мы помним, умер в возрасте 22 месяцев.

Группа воинов внизу справа - отсылка к славным временам сюрреализма, когда Дали славился своим умением создавать "двойные образы". Так и здесь - шлемы воинов на удалении превращаются в те самые точки-черешни, о которых мы уже упоминали. 

 

Интересно отметить складывающееся из черных точек изображение стеравятника, который, по словам Дали, напоминает о его умершей матери.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о перонажах из картины "Анжелюс" Милле, которые десятки раз в разных вариация появляются в работах художника. Эту картину Дали считал очень важной в создании своего параноико-критического метода, и с ней связана прелюбопытная история"

Когда-то, будучи еще молодым и не очень известным, Дали с уверенностью стал заявлять, что на картине, находившейся в то время в Лувре,  изображена не обычная идиллически-пасторальная сцена вечерней молитвы крестьян, но похороны их ребенка - просто Милле, по каким-то своим причинам, изменил сюжет, закрасив детский гробик и изобразив вместо него корзинку. 

Словам Дали в то время (30-ые) не придали значения - однако позже когда имя Дали сделалось всемирно известным, Лувр согласился проветси исследования знаменитого полотна Милле, и выяснилось, что Дали был прав: действительно, Милле переписывал эту часть картины, и первоначально, похоже, вместо корзинки был изображен гробик младенца! 

Так или иначе, речь снова идет о мертвом ребенке - иными словами, об умершем брате Сальвадора Дали, его загробной тени, которая в известном смысле мучила живого Сальвадора всю его жизнь. Одержимость Дали картиной Милле следует напрямую связывать с не меньшей одержимостью художника мыслями о первом Сальвадоре.

Мастерски выполненная картина "Портрет моего покойного брата" должна, таким образом, рассматриваться нами не иначе, как одиз из удачных сеансов самотерапии. 


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 340 €, 6 человек - 380 €.

 

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 14 €) не включены в стоимость экскурсии.Заказать экскурсию

 

Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:

Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе 

Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат

Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)

Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе+средневековая Жирона

Театр-музей Дали+шоппинг в аутлет-центре 

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram


Write a comment

Comments: 0