Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём - Поль Гоген

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? Поль Гоген

Картина Поля Гогена "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" (1898) отличается не только своими внушительными размерами (139,1 х 374,6 см; холст, масло), но и особенной значимостью для художника - известно, что после создания этой вещи Гоген в очередной раз задумал покончить жизнь самоубйством, вероятно, полагая, что теперь-то уж он точно сделал и сказал в искусстве всё, что намеревался.  

Сложно отрицать, что картина стала своего рода квинтэссенцией и иконой революционного постимпрессионистского стиля  Гогена, который характеризовался использованием большого количества чистых красок (без смешивания их в полутона), техникой "толстых" энергичных мазков и, не отрицая принципов импрессионизма, ставил одной из своих главных задач интенсивную передачу эмоций - то, что со временем стали именовать экспрессионизмом. 

Картина была написана Гогеном после семи лет жизни на Таити и продана одному из парижских торговцев, после чего неоднократно меняла владельцев, пока в 1936 году не была приобретена Бостонским Музеем изящных искусств, в коллекции которого находится и поныне. 

Картину, по указаниям самого Гогена, следует читать справа налево - именно в таком порядке три группы фигур иллюстрируют вопросы, вынесенные в название. Три женщины с ребенком на переднем плане справа символизируют начало жизни; центральная группа рассказывает о зрелости и взрослой жизни, и, наконец, старуха в левой части полотна выступает символом старости и неизбежной смерти, мысль о которой уже сделалась привычной и не вызывает панического страха. 

Как видим, поднятая художником тема затрагивает самый главный вопрос многострадального человечества, ответ на который до сих пор не найдет и вряд ли будет найден когда-либо вообще: в чём смысл нашей жизни? 

Зачем всё это броуновское движение мимолетных единиц человеческой расы, лишённое даже намека на осмысленность и красоту? Есть ли какое-либо оправдание нашего разрушительного существования, зачем-то угодного Богу? 

К этому неразрешимому вопросу рано или поздно приходит не только всякий художник, но и каждый из живущих - и, измученный невозможностью найти сколько-нибудь подходящий ответ, смиряется перед этой каменной и равнодушной недоступностью, отступает и, в конце концов, перебирается через реку Стикс, оставаясь в неведении. 

Кто знает - возможно, это неведение есть как раз милость Бога, явленная им в отношении пусть неудачных, но всё равно родных и любимых детей. Эксперимент не удался - но высшей вселенской любви этот факт совсем не отменяет. 

Попытка самоубийства Гогена - следствие всё той же невозможности найти ответ на этот вопрос: не все воспринимают неудачу одинаково безболезненно. И хотя картина оказалась лишь "одной из неудачных попыток", сам Гоген, как мы уже сказали, считал ее одной из своих важнейших работ - если не самой важной. 

«Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее!» - так отзывался сам Гоген о картине. 

Write a comment

Comments: 0