Сальвадор Дали и Уолт Дисней: судьба "Destino"

Сальвадор Дали и Уолт Дисней познакомились на съемках фильма Альфреда Хичкока «Завороженный», для которого Дали создал не только декорации, но и знаменитую сцену впоследствии, впрочем, почти целиком вырезанную. Так родилась дружба, которая привела Диснея и Дали к сотрудничеству над проектом Destino, который в свое время оказался провальным - но никак, тем не менее, не повлиял на дружеские отношения между двумя гениями...

Но давайте начнем с самого начала. Сальвадор Дали как-то заметил, что «настоящий художник не тот, кто способен рисовать необычные сцены пустыни. Настоящий художник - тот, кто способен тщательно и терпеливо изображать грушу в окружении суматохи истории. Собственно, история отношений Дали и Диснея как раз об этом: о живописи, необычных сценах, пустых простарнствах, гении, изобретательности, фантазии, исторических перипетиях, воображении, сюрреализме и, прежде всего, дружбе людей настолько противоположных, что сам факт этих отношений может показаться выдумкой

Между тем, все было взаправду, подтверждением чего служит семиминутный анимационный фильм Destino, номинированный в свое время на "Оскара". 

Проект был задуман в 1946 году. Художник работал в то время в Голливуде над знаменитыми сценами снов из фильма "Завороженный" («Spellbound») Альфреда Хичкока. Конечный результат, как мы уже писали в статье "Дали и кинематограф", художника совсем не удовлетворил. Полная сцена сна, придуманная Дали, обладала настолько мощным эмоциональным воздействием на зрителя, что воспринималась, как отдельный фильм - и потому продюссеры сократили ее до минимума.

Однажды вечером во время ужина Сальвадор Дали познакомился с Уолтом Диснеем через Джека Уорнера - основателя "Уорнер Бразерс". В течение всего вечера Дали и Гала с превеликим удовольствием общались с Диснеем и его супругой, сходу, что называется, проникшись взаимной симпатией. В итоге это привело к задумке сделать совместный проект, каким и должен был стать мультфильм "Destino".

По сути, одним из очень немногих визитов Уолта Диснея в Испанию связан именно с его приездом  в Порт-Льигат, где, помимо приятного совместного времяпровождения, продолжилась работа над проектом. 

Дружба и рабочие отношения между Дали и Диснеем не так уж странны, как может показаться поначалу. Несмотря на все свое пуританство, Дисней был очарован сюрреализмом и авангардными технологиями; Судя по всему, он уже начал экспериментировать с ними в 1939 году. 

Яркий тому пример - короткометражка «Tocata y Fuga», вошедшая в  диснеевскую «Фантазию». В этой работе Диснея искусствоведы склонны усматривать влияние Кандинского и даже Жоана Миро. Влияние сюрреализма ощутимо также в «Алисе в стране чудес» и «Дамбо».

В 1940 году Дисней произвел революцию в мире анимации, выпустив «Фэнтези». Это был художественный фильм, в котором смешались анимация, самые современные визуальные эффекты и музыка. Несмотря на наличие знаменитой диснеевской "мыши", идея Диснея заключалась в том, чтобы создать новый тип анимации, предназначенный для более взрослой аудитории. 

"Фантазия", так называется фильм, длится два часа и состоит из анимационных фрагментов, в которых музыка играет первостепенную роль. Идея Диснея заключалась в том, чтобы каждый год представлять новые фрагменты с самым современным дизайном и рисунками, а также с новыми партитурами современных композиторов. Во второй части «Фантазии» должна быа присутствовать и короткометражка за авторством Сальвадора Дали. 

Никто раньше не работал, сочетая сюрреалистическое искусство и анимацию. Дисней пытался убедить публику и критиков в том, что анимация - серьезный, полноценный и самостоятельный вид изобразительного искусства.  Что касается Сальвадора Дали - его ни в чем убеждать было не нужно. 

Во-первых, он и сам придерживался такой же точки зрения, во-вторых, с большим уважением относился к Диснею, а в-третьих, был абсолютно уверен в том, что сможет достойно выступить на новом для него поприще. В чем-чем, а в собственных талантах Дали, к счастью, никогда не сомневался. 

Сначала Дисней намеревался использовать только романтическую балладу мексиканского композитора Армандо Домингеса, названную «Судьба» для короткого мюзикла с участием Доры Луз. Название "Destino" (что переводится как "Судьба") сходу понравилось Дали, который мигом начал создавать рисунки, пытаясь выразить свои эмоции.

Хотя Сальвадору Дали предоставили полную свободу, он, как вспоминал Дисней, вел себя очень дисциплинированно и быстро приспособился к рабочей рутине.  По словам Диснея, художник уединился в студии-мастерской с Джоном Хенчем, художником Диснея, который работал над серией «особенных» фильмов, среди которых были вышеупомянутые «Фэнтези» и «Дамбо».

Сначала Джону Хенчу доверили ему обучать Дали техникам анимации, но в конце концов совместно с Хенчем Дали разработал совершенно новый подход, который, согласно "далианской традиции", уместно назвать "параноидально-критическим". Этот метод, во многом вдохновленный теориями Фрейда о подсознании, заключался в том, что каждая сцена должна была включать так называемый "двойной образ" - скрытое изображение, "спрятанное" в другом. Напомним, приемом "двойнонго образа" Дали успешно пользовался на протяжении всей своей карьеры художника - в особенности, в сюрреалистический период творчества. 

Результатом всех бессонных ночей стали 15 секунд фильма, который, в конце концов, был "положен на полку" в самом дальнем контейнере самого дальнего угла диснеевского склада. Причина? Она проста: деньги - точнее, их отсутствие. В 1946 году компания Уолта Диснея  находилась в тяжелом экономическом положении.

Частично в тома была повинна и новаторская «Фантазии», первая часть которой не вызвала восторга у публики. Банк Америки заблокировал студии кредит. Компания столкнулась с растущей задолженностью. Время было настолько "деликатным", что Уолту Диснею пришлось принять беспроцентную ссуду от миллиардера Говарда Хьюза. Успеха «Дамбо» годом позже оказалось недостаточно, чтобы исправить ситуацию. К тому же, война навязывала свои правила. Европейский рынок был закрыт для этого вида продукции, а внутри США особенных перспектив в то время тоже ожидать не приходилось.

В то время крупные студии в качестве патриотического жеста сниали картины, призвканные укрепить боевой дух американских солдат.  Хотя эта "помощь Голливуда" не была в полной мере бесплатной, Дисней, снимая подобные фыльмы, делал это практически "на общественных началах", и это лишь усугубляло тяжелое экономическое положение студии. 

Столкнувшись с такой ситуацией, директора компании закономерно решили, что полнометражные фильмы, в том числе продолжение проекта «Фантазия», предполагавшее сотрудничество с Сальвадором Дали, придется отложить на неопределенный срок. То, что уже удалось отснять, планировалось показывать в качестве отдельных корометражек перед основным фильмом киносеанса, чтобы "отбить" хотя бы часть затрат - однако 15 секунд "Дестино", сделанных совместо с Дали, для этих целей, как мы понимаем, тоже не годились.

Итак, с учетом всех вышеперечисленных финансовых проблем, которые усугублялись недоверием к проекту брата Уолта Диснея - Роя, ответственного за юридические дела компании, судьба "Судьбы", да простится мне эта тавтология, потерпела окончательный крах. Рой Дисней глубоко сомневался, будут ли сюрреалистические рисунки Дали приняты североамериканской публикой - довольно традиционной в плане приоритетов.

Хотя Сальвадор Дали был в высшей степени разочарован финальными итогами своего сотрудничества со студией Уолта Диснея, в глубине души он всегда надеялся, что тяжелые времена пройдут и «Судьба» будет показана в коммерческих кинотеатрах. Более того, его дружба с Уолтом осталась неизменной. Дисней писал по этому поводу: 

«Я считаю себя другом Сальвадора Дали. Наши рабочие отношения складывались наилучшим образом. Дали не виноват в том, что эта работа, в которую мы оба были погружены, так и не была завершена», - вспоминал гений мультипликации, для которого «Дело Дали» стало настоящей занозой, застрявшей в памяти и раз за разом напоминавшей ему о провале столь амбициозного проекта. Несмотря на неудачу с фильмом, дружба и обмен идеями между Дали и Диснеем, как мы уже сказали, не прекратилась.

60 лет спустя племянник Уолта Диснея, Рой Э. Дисней, обнаружил в архивах студии забытый сюрреалистический проект.  Он тут же поручил специально созданной группе приступить к обновлению и доработке этого материала. После нескольких месяцев напряженных усилий короткометражка под названием «Судьба. Встреча двух великих гениев», наконец увидела свет и в 2003 году была даже номинирована на «Оскар». Семь неполных минут этог фильма  выложенные на YouTube, поистине волшебны.

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0