Женская фигура у окна - Сальвадор Дали

Фигура у окна, или Девушка у окна - картна Сальвадора Дали
Женская фигура у окна, Сальвадор Дали

Картина "Женская фигура у окна" (в оригинале - "Девушка у окна") была написана Сальвадором Дали летом 1925-го и в ноябре того же года выставлялась на первой персональной выставке Дали в барселонской галерее Жозепа Далмау.

 

До смерти Сальвадора Дали в 1989-ом "Женская фигура у окна" находилась в постоянной экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе, родном городе художника - а потом, к величайшему сожалению, уехала в Мадрид, и сейчас ей можно полюбоваться в мадридском Центре искусств королевы Софии. 

 

Впрочем, периодически "Женская фигура" приезжает из Мадрида в Фигерас "погостить", и тогда для меня наступает настоящий праздник: я считаю эту раннюю вещь одной из лучших во всём огромном наследии каталонского художника. 

"Женская фигура у окна" - история создания

Картина "Женская фигура у окна написана в загородном доме семьи Дали в Кадакесе, в местечке Эс Льянер, где Дали традиционно проводили летние месяцы. 

Перенесемся в лето 1925-го. Сальвадор Дали молод - ему всего 21 год - талантлив, красив; его еще не выгнали из Академии изящных искусств в Мадриде, что случится годом позже; он пригласил с себе погостить прекрасного испанского поэта Федерико Гарсиа Лорку, своего ближайшего друга - жизнь, одним словом, складывается прекрасно! 

В то время Сальвадор Дали невероятно много работает (впрочем, как и всегда), и без устали пишет единственную свою женскую модель до появления Галы - родную сестру Ану Марию. Этот период творчества Дали принято называть "ученическим", однако "Женская фигура у окна" - настоящий шедевр, за который не было бы стыдно ни одному из зрелых состоявшихся мастеров. 

"Женская фигура у окна" - описание

Ана Мария, родная сестра Сальвадора Дали, стоит у раскрытого окна спиною к зрителю, облокотясь на подоконник. Лето, жара,  покой... Лишь легкий ветерок поиграет тюлевой занавеской на подоконнике - и  затихает вновь. 

На противоложном берегу бухты видны плантации оливковых деревьев, которыми в  окрестностях Кадакеса засажены все горные склоны. Белый парус лодки тоже, кажется, застыл в неподвижности... Именно созерцательностью и покоем веет от этого полотна - чему способствует простая, без изысков, и в то же время отчетливая техника, в которой выполнена картина. 

В "Женской фигуре у окна" еще нет той изощренной академичности, которой Дали будет удивлять в конце 30-хх и, в особенности в 40-хх г.гг.; здесь нет и невероятного обилия тщательно выписанных второстепенных деталей, которые так свойственны Дали-сюрреалисту - но именно своей тщательно продуманной простотой картина очаровывает и подкупает. 

Голубовато-розоватые тона - явная дань находящегося на пороге старта Сальвадора уже состоявшемуся художнику Пабло Пикассо, которого молодой Дали в те годы боготворил. Отметим, что при написании "Женской фигуры у окна" ("Девушки у окна") Дали использует привычный для него и впоследствии прием "картины в картине", подсмотренный им у великих мастеров прошлого: у тех же Веласкеса и Вермеера, своих величайших кумиров. 

В те годы Дали писал Ану Марию без конца - и не только потому, что сестра была единственной доступной и, к тому же, бесплатной моделью. 

В те годы Сальвадор и Ана Мария были невероятно дружны

Не стоит забывать - до появления Галы в жизни Сальвадора Дали сестра Ана Мария оставалась самым близким юному художнику человеком, и эта любовь брата к сестре вкупе с восхищением её юной красотой (в 17 лет все девушки красивы, а Ане Марии здесь именно 17), отчетливой нотой звучат в картине. 

Забегая вперед, скажем: после появления Галы, которую родные Дали ультимативно не приняли, углядев в ней распутную обольстительницу и явно староватую для их Сальвадора женщину-вамп, отношения художника с семьей прекратились чуть больше, чем полностью, а Ана Мария из наперсницы, родственной души и ближайшей подруги трансформировалсь в злейшего врага Сальвадора. 

Эту вражду усугубила и книга Аны Марии "Сальвадор Дали глазами сестры", выпущенная в свет в 1949 году и ставшая жестким приговором и Гале, и всему движению сюрреалистов. Особенно досталось на страницах этой книги, конечно же, жене художника, укравшей у Аны Марии не только брата, но и роль вдохновительницы и музы. 

Дали назвал книгу сестры "грязным пасквилем" и был вне себя от бешенства. Разумеется, после этого временно и условно восстановленный мир между братом и сестрой был расторгнут окончательно и навсегда. Сальвадор и Ана Мария так и умрут непримиренными - сразу брат, через несколько месяцев - сестра, причем сестра на похоронах брата присутствовать не будет - однако  все это случится потом. 

Удивительный секрет картины "Женская фигура у окна"

Я же хочу рассказать вам об одном удивителном секрете этой картины, о котором ни за что не догадаешься по репродукции. Как я уже сказал, картина находится в Мадриде, однако периодически ее привозят в наш театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, так что наблюдать эту вещь в оригинале мне приходилось неоднакратно. 

И вот что меня буквально поразило, когда я увидел "Девушку у окна" впервые - ощущение не покоя и созерцательности (это первое чувство, которое испытываешь, глядя на эту вещь в оригинале) - но странной и непонятной тревоги, которая охватывает тебя, стоит лишь вглядеться в эту довольно крупную (105 X 75 см) вещь. Дело в том, что, если вглядеться повнимательней, есть у этой картины одно несоответствие со стилем реализма, в котором, она, вроде бы написана: вода слишком близко подступает к подоконнику! 

Это, повторюсь, совершенно не заметно на репродукции, однако в оригинале не увидеть это нельзя. Трехмерная, прекрасно выписанная Дали, это водяная масса ощущается прямо физически, ты чувствуешь, как одна давит на стену дома с наружной стороны... Кажется миг, и она продавится с обратной стороны внутрь и зальет все, включая и тебя. Отсюда и ощущение тревоги, неизбежно возникающее, когда смотришь на оригинал. 

Кстати, я спрашивал у своих туристов, что чувствуют они - и их чувства полностью совпали с моими! Одним словом, будете в Мадриде - можете проверить этот эффект на себе! А картина "Женская фигура у окна", повторюсь - прекрасна! Это одна из любимых моих работ Сальвадора Дали. 

Сальвадор Дали. Женская фигура у окна

Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Write a comment

Comments: 0