Ночное кафе - Винсент Ван Гог

Ночное кафе - Винсент Ван Гог

Картина "Ночное кафе" (оригинальное название: Le Café de nuit - фр.) была написана Винсентом Ван Гогом в сентябре 1888 года в Арле. 

 

На картине, выполненной на холсте 30-го размера (так называемый французский стандарт) изображены интерьеры кафе  с полуприкрытым дверным проемом на заднем фоне, ведущим, похоже, в более приватные помещения.  Пять посетителей сидят за столиками вдоль стен слева и справа, а официант в светлом одеянии, расположившийся справа от бильярдного стола обернулся лицом к зрителю, как будто застигнутый в момент фотографирования.

Картина потребовала от художника трех ночей упорной работы, после которой Винсент отсыпался днем. Привокзальное кафе, интерьеры которого изображены на картине, не было для Ван Гога чужим - он был его завсеегдатаем и очень хорошо знал хозяина заведения, Жозефа-Мишеля, и его жену Мари Жино, которая даже позировала художнику для картины "Арлезианка". 

Впрочем, это знакомство не отменяет сути, а суть заключается в том, что кафе было довольно убогой забегаловкой, в которой ближе к ночи собирались самые что ни на есть отбросы "арлезианского" общества - мелкие мошенники, проститутки и алкоголики, среди которых часто можно было увидеть и рыжую шевелюру самого Ван Гога, оставившего в кафе, по собственному его признанию, "целую уйму денег" и выпившего там целую цистерну абсента. 

Именно абсенту мы обязаны дурманяще-галлюциногенному желтому цвету, которого так много в работах художника этого периода, но... Но не будем забывать: если обычный пьяница пьет для того, чтобы напиться, видя в самом процессе конечную цель и смысл, пьющийц художник пьет и параллельно работает над будущей картиной. И если при этом его зовут Винсент Ван Гог - грядущий шедевр неминуем! 

Ван Гог, как известно, вел постоянную переписку со своим братом, Тео Ван Гогом, и в письмах часто описывал подробности творческого процесса над картинами.  О «Ночном кафе» в одном из писем он, в частности, пишет следующее: 

"..Яркие, контрастные тона: потолок зеленый, верхняя часть стен красная, газовые потолочные лампы и пол в основном желтые. Краска положена очень густо, многие линии комнаты ведут к двери сзади. Перспектива смотрит вниз, к полу."

"Я пытался выразить ужасные страсти человечества с помощью красного и зеленого. Комната кроваво-красная и темно-желтая с зеленым бильярдным столом посередине; есть четыре лимонно-желтые лампы с оранжевым и зеленым свечением. Везде столкновение и контраст самых чуждых красного и зеленого: в фигурах несчастных пьянчуг, в пустой унылой комнате... 

Кроваво-красный и желто-зеленый бильярдный стол, например, контрастирует с мягким нежным зеленым цветом Людовика XV на столике, где я написал вазу с букетом роз. Белая одежда хозяина (официанта), в газовом свете становится лимонно-желтой или бледно-зеленой ».

Сильное преувеличение цветов и густая текстура краски сделали картину «одной из самых уродливых картин, которые я когда-либо создавал», - однажды написал Ван Гог. Он также назвал картину "Ночное кафе"  эквивалентом "Едоков картофеля" - не по стилю, цвету или исполнению, но по  одинаково неравнодушному отношению к предмету изображения.

В отличие от типичных работ импрессионистов, художник не проецирует на картину свою сугубо нейтральную позицию по отношению к миру - и не пытается, подобно им, сосредоточиться на восхищении красотой природы.  Картина "Ночноое кафе" - одна их тех, которые, по словам самого художника, "наводят на размышления".

Этого эффекта "сопереживания", или "личного отношения к изображаемому" художник пытался достичь через произвольный выбор цвета, который в первую очередь должен был соответствовать не действительности, а его собственным эмоциям в отношении этой действительности. Впоследствии, как известно, такой подход назовут экспрессионизмом. 

По мнению различных критиков, перспектива картины "Ночное кафе" - один из самых сильных ее эффектов. Шапиро описал картину, как интересную прежде всеего своей «захватывающей перспективой, которая увлекает нас, словно в пропасть,  мимо пустых стульев и столов в скрытые глубины за дальним дверным проемом, похожим на силуэт стоящей фигуры».

Харрис писал, что перспектива «толкает зрителя вперед в комнату, к полузанавешенным частным помещениям, а также вызывает чувство головокружения и искаженного зрения, знакомое  нам по кошмарам».

Весной 1908-го года на выставке «Салон Золотого руна» картину "Ночное кафе" за три тысячи рублей (семь тысяч франков) купил коллекционер Иван Морозов. В 1918-ом году картина была национализирована Советами. В 1928—33 годах полотно выставлялось в Москве, а затем было продано коллекционеру Стефану Кларку. После его смерти, согласно завещанию, права на картину перешли Йельскому университету. В 2014 году правнук Ивана Морозова Пьер Коновалофф проиграл в американском суде права на картину.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0