· 

Вильгельм Телль - Сальвадор Дали (1930)

Вильгель Телль - Сальвадор Дали

Картина "Вильгельм Телль" (113 Х 87 см, холст, масло, коллаж) была написана Сальвадором Дали в 1930-ом году и ныне находится в частной коллекции. 

 

Вообще, образ швейцарского народного героя столь же част в работах Дали этого периода, как и муравьи, кипарисы, львиные головы, трупы разлагающихся ослов, фаллические символы и т. д. И всегда, всегда и в любой картине Дали, видя сходу узнаваемое, глуповатое и мучительно-нелепое лицо "Вильгельма Телля" в версии Дали, мы должны понимать, что это никто иной, как родной отец Дали, с которым незаддолго до того, у Сальвадора случился разрыв отношений.

 

Выражаясь менее изысканно и более прямо - отец изгнал Сальвадора Дали из дома и полностью отказал в материальной поддержке, главным образом, по причине того, что категорически не одобрил желание своего сына связать жизнь с замужней женщиной - Галой. 

Дали воле отца не подчинился, что привело к вышеуказанным "санкциям", сильно осложнившим жизнь новообразовавшейся "ячейки общества" - Сальвадор в те годы не был еще финансово самостоятелен. Вскоре после описанных событий Дали и начал изображать отца в образе швейцарского народного героя Вильгельма Телля. 

Почему Телля? Завзятый фрейдист Дали считал легенду о Телле, вынужденном стрелять из арбалета в яблоко, установленное на голове его сына, прекрасной фольклорной иллюстрацией к описанному Фрейдом эдипову комплексу: жестокий доминирующий отец стремится уничтожить своего своего более слабого сексуального солперника, сына - правда, наказанием здесь выступает не кастрация, а смерть. 

Именно поэтому Сальвадор Дали ассоциирует Вильгельма Телля со своим собственным отцом, которые, по мнению художника, проявлял к нему такую же жестокость, стремясь подавить его, лишить самостоятельности и полностью уничтожить счастье своего сына.

На картине "Вильгельм Телль" отец Дали изображен именно с ножницами, напрямую указывающими на акт кастрации - правда, учитывая, что гениталии сына (самого Дали) закрыты древесным листом, сложно сказать, свершился этот акт или еще нет. Впрочем, вода, истекающая из фонтана под ножницами и вызывающая ассоцияции с льющейся кровью, намекает на то, что оскопление непослушного сына уже произошло. 

О том же свидетельствует и спиленный ствол дерева, на ветке которого примостилось гнездо с яйцами - тоже помещенное туда Дали совсем не случайно. Отец изображен еще раз, играющим на рояле, на крышке которого расположились вместе дохлый разлагающийся осел (представление отца о сыне) и ретивый конь с вызывающими зависть гениталиями (представление отца о себе). 

Впрочем, только представление: в действительности, как мы легко обнаружим, пеннис Вильгельма Телля вял, слаб, и напоминает свиную сосиску не первой свежести. Львиная голова с ощеренной пастью, совмещенная с головой Телля, играющего на рояле, символизирует в данном случае безудержный гнев отца, направленный против сына. 

Зная, что "чеховское ружье" не бывает случайным, мы вполне впрае предположить, что рояль призван напомнить нам об одном из самых ранних вторжений отца Дали в сексуальную жинь сына: по словам самого художника, отец с определенного момента намеренно стал оставлять на инструменте в гостиной дома Дали кнгигу о венерических заболеваниях, ставя целью дать сыну правильное воспитание в отношении секса - однако добился, прямо скажем, неожиданного побочного эффекта: навсегда поселив в сознание Сальвадора боязнь и отвращение к физиологической стороне общения между мужчинами и жещинами - эдакий комплекс вселенских размеров, с которым Дали так и не смог справиться в последующие годы. 

Очевидно, что обиженный, униженный, оскорбленный, встревоженный незивестностью и глубоко страдающий (все-таки сын и отец очень любили друг друга) Дали в картине "Вильгель Телль" тщательно собирает все большие и маленькие обиды, когда--либо нанесенные ему отцом, и тщательно фиксирует их на холсте - как доказательства глубокой неправоты своего родителя...

Что до технической стороны - Дали-живописец очевидно "матереет", набирая всё бОльшую мощь, и совсем скоро начнут появляться вещи, которые сделают его знаменитым...


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0