Инь и Ян Ампурдана - Сальвадор Дали

Инь и Ян Ампурдана - Сальвадор Дали

"Инь и Ян Ампурдана" - картина, написанная Сальвадором Дали в очень плодотворном для него 1934-ом году. Необычная по цветовому решению (напомним, в первой половине 30-хх картины Дали наполнены светом и солнцем) эта замечательная вещь (64,8 Х 53,8 см, холст, масло) находится в данный момент в частной коллекции и, увы, как и большая часть работ Дали, недоступна взорам широкой публики.  

 

Впрочем, мне повезло не только видеть, но и показывать многократно своим туристам еще одну картину 1934-го, правда, куда более известную: "Пейзаж с загадочными элементами", так что примерное предствление о том, как ваглядит оригинал "Инь и Ян Ампурдана", я имею: многие элементы в обеих картинах схожи. 

Прежде всего, это "место действия" регион Ампурдан на северо-востоке Каталонии, а заодно и всей Испании, значительная часть которого являет собой широкую, плоскую, как стол, равнину. Именно эта "плоскость" и дает возможность злому северному ветру со звучным именем "трамонтана" разгоняться до почти ураганных скоростей, с ревом обрушиваясь в море. 

Ампурданскую долину мы будем встречать в сотнях работ Дали, и не случайно - именно на этой продуваемой насквозь плоскости расположен город Фигерас, где в свое время малютка Дали появился на свет. Безусловно, во многих своих картинах Дали несколько преувеличивает безлюдность и безжизненность Ампурдана, однако это можно считать вполне оправданным - он, в конце концов, не фотограф, а художник, априори обладающий творческой свободой.

А вот хрустальное небо с вытянутыми облаками - как раз такое, какое и бывает над Ампурданом во время трамонтаны или после нее. Дали писал ампурданское небо охотно и много, в самых разных его состояниях - и писал, надо сказать, прекрасно. 

Кстати, благодаря именно картине "Инь и Ян Ампурдана" я в свое время, наконец, понял, что же это за странные, сплетенные воедино фаллоподобные отростки, которые так нередко украшают картины Дали 30-хх. Это, оказывается, Инь и Ян, или конкретизируя древнекитайскую концепцию - Гала и Сальвадор, после встречи слепившееся в такое противоположное - и такое неразрывное целое, что даже картины свои Сальвадор подписывал не иначе, как "Гала-Сальвадор Дали" (именно в таком порядке), а смерти супруги в 1982-ом так и не пережил. 

И еще один образ, о котором обязатеьно следует упомянуть, поскольку он встречается в каждой второй картине Дали 30-хх: мужчина, ведущий за руку ребенка. 

Образ этот - следствие глубоко, долго и тяжело переживаемого художником смертельного конфликта с отцом, который категорически не принял избранницу сына, и потребовал, чтобы тот немедленно порвал с Галой всякие отношения, если хочет остаться в лоне.  

Когда же Дали-младший отказался подчиниться воле, произошел разрыв, в результате которого Дали был изгнан из отчего дома и даже лишен наследства. Учитывая, что и Сальвадор, и его отец (тоже, кстати, Сальвадор) былт одинаковыми упрямцами, они, как печально это ни звучит, так никогда и не помирились. 

Но чувства, чувства-то не снимешь, как рубашку, и не выбросишь в корзину с грязным бельём! Родная кровь давала о себе знать, и Сальвадор Дали, совершенно очевидно, глубоко страдал  по причине этого разрыва.  

Отсюда мужчина и мальчик посреди Ампурданской пустоши, которые бродят, как неприкаянные, из картины в картину, обреченные на жизнь вместе только в вымышленном мире каталонского художника - ибо в действительности это было невозможным. Запомните этот образ - потому что будете встречать его в картинах Дали, как мы уже сказали, множество раз. 

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0