"Лебеди, отражающиеся в слонах" - Сальвадор Дали

Лебеди, отражающиеся в слонах - Сальвадор Дали (1937)

Картина "Лебеди, отражающиеся в слонах" - была написана Сальвадором Дали в 1937-ом году вдали от Испани. Напомним: покинуть родную Испанию художника вынудила Гражданская война 1936 - 1939 г.г. Тем не менее, изображенный на картине пейзаж - одна из бухт мыса Креус в Каталонии, где находится дом Дали - недвусмысленно указывает на то, что мысли художника были всецело заняты событиями, происходившими на его родине.  

До Франции и до Италии, где находились Сальвадор и Гала, разумеется, доходили слухи о массовых арестах и расстрелах в Каталонии, о набирающем силу республиканском терроре - и, как мы не раз уже говорили, солнечный свет начинает постепенно исчезать из картин художника, уступая место все более холодным и мрачным цветам.

Согласно заявлению самого Дали, "Лебеди, отражающиеся в слонах" (холст, масло; 51 х 77 см), как и картина "Метаморфозы Нарцисса" написанная в том же году - одна из первых его работ, созданных в полном соответствии с "всеобъемлющим параноидально-критическим методом".  В то же время, это ярчайший пример одного из самых удачных "двойных образов", когда-либо созданных художником. Для начала в двух словах упомянем о самом "параноидально-критическом методе", чтобы было понятно, о чем идет речь.

"Лебеди, отражающиеся в слонах" - одно из первых полотен "параноидально-критического метода" Дали

Автором "метода" (как несложно догадаться уже по названию) выступил сам Сальвадор Дали, а значимость его не отицалась даже отцом-основателем сюрреалистического движения Андре Бретоном. Сальвадор Дали определял его как "спонтанный метод иррационального познания, основанный на поясняюще-критической ассоциации бредовых явлений". Как  утверждал Дали в своей программном эссе "Завоевание иррационального" (1935), его метод - это значительный шаг вперед в сравнении с "обычным сюрреализмом".

Если сюрреализм в своем исконном виде призван был слепо воспевать бессознательно-бредово-иррациональное, занимаясь, по сути, его механической фиксацией в форме текстов, картин и любых других произведений искусства, то "метод" Дали шел дальше, призывая подвергать бредовые явления систематизации и обязательной критической интерпретации "постфактум", основанной на принципах параноидального мышления. Напомним, паранойя - психическое расстройство, характеризующееся наличием у пациента взаимопоясняющих бредовых ассоциаций, имеющих систематизированную структуру.  

В этом стремлении к интерпретации и систематизации сказывается, прежде всего, аналитический склад ума Сальвадора Дали. Сложно в это поверить, однако художник, прославившийся самой бурной и неукротимой фантазией, в действительности обладал прекрасно организованным мозгом истинного ученого и хорошо осознавал это, не раз заявляя, что "вся его гениальность - от ума".  Можно ли назвать "параноидально-критический метод" Дали методом в полном смысле этого слова - спорный вопрос. Дали и сам не мог пояснить его суть так, чтобы его хоть кто-то мало-мальски понял. Следует, тем не менее, признать, что применительно к Дали этот метод работал. 

Самым действенным, и чть ли не единственным приемом этого метода являлся "двойной образ" - изображение, скрывающее в себе другое изображение. В качестве примера можно привести картину "Великий Параноик" или схожую вещь "Паранойя"  (обе написаны в 1936). Примерно в то же время Дали начинает изображать ассоциативную пару (исходный образ и порожденную им ассоциацию) по раздельности, как в уже упомянутой картине "Метаморфозы Нарцисса", что можно охарактеризовать как "раздвоившийся образ". В картине же "Лебеди, отражающися в слонах" мы наблюдаем не просто раздвоившийся образ, но и "образ-перевертыш" - поистине, изобретальность Дали, творящего под знаменем пресловутого "параноидально-критического метода", не знала границ!

Лебеди, отражающиеся в слонах" - описание картины

Сальвадор Дали - Лебеди, отражающиеся в слонах

На картине изображена одна из бухт мыса Креус, в центре которой возвышается островок с мертвыми, давно лишенными листьев деревьями. Обломанные стволы, сухие скрюченные ветви, напоминающие змей, вызывают "мокро-скользкое" ощущение холода, опасности и тревоги. 

Однако сам двойной образ - хорош! Лебеди, вкупе с древесными стволами отражающиеся в грозно-неподвижной глади воды, превращаются в слонов - стоит лишь приглядеться к их отражению повнимательней. Это, как мы уже сказали, не просто двойной образ, но и "образ-перевертыш". Переверни мы картину вверх ногами, ничего не изменится - разве что теперь слоны будут отражаться в  лебедях. 

Полагаю, что этот "образ-перевертыш" далеко не случаен. Война обладает удивительной способностью обнажать истинную суть человека - и суть эта может оказаться неожиданной даже для него самого. Тишайший клерк из почтового отделения, вздрагивавший от каждого громкого звука, попадает по призыву на фронт и становится бесстрашным воином. Пьяница и ничтожество, проводивший дни напролет в пивных, получает от новой власти мандат и, наделенный почти божественным правом карать и миловать, превращается в кровожадного тирана. Вчерашний друг становится смертельным врагом, добряк - злодеем, а герой - предателем. 

Изначально заложенная в человека суть остается неизменной - война лишь проявляет ее, подобно бесстрастным и бежалостным в своем безразличии лучам рентгена. Вот почему "образ-перевертыш" в картине "Лебеди, отраженные в слонах", в высшей степени удачен с точки зрения символики  - как применительно к вышеозвученному контексту, так и к любому другому. Ты можешь благополучно прожить половину жизни, считая себя грациозным лебедем, пока не придет война, и не выяснится, что ты - слон. 

Кусок сырого мяса, свисающий с одной из веток, красноречиво свидетельствует о торжестве жестокости и жажде крови, охвативших в то время Испанию. 

"Будут серпы и косы, как во время войны Жнецов, будут расстрелянные во рвах, распятые заживо на заборах и повешенные прилюдно на фонарях, как в Гражданскую, будут гнев и ярость, ужас и смерть, и кровь, кровь, кровь, и студень вражьего мозга в кровавых прожилках, еще не застывший в расколотом только что, как кокос, черепе;  и младенцев их будут убивать в колыбелях, а женщин их, даже беременных - насиловать и тут же душить, чтобы пресечь в веках ядовитое семя - а потом наступит то, страшнее и приятнее чего нет: красное спокойствие..."  ("Красное спокойствие")

Отдельно  следует отметить пару антропоморфных облаков, позаимствованных Сальвадором Дали у Винсента Ван Гога, а также мужскую фигуру в левой части холста, от которой исходит ощущение абсолютной бесстрастности и погруженности в себя. Этот образ, контрастирующий с общим напряженным настроением картины - не что иное, как автопортрет, невзирая на отсутствие внешнего сходства.

Мужчина, находящийся внутри картины и в то же время "вне её" - это сам Дали, исторгнутый войною из чрева Испания и сознательно отказавшийся принимать чью-либо сторону. Тем не менее, это вовсе не означает, что художник не пытался осмысливать события, осознавая при этом, что может оставаться лишь сторонним наблюдателем, который никак не в силах повлиять на происходящее. 

Лебеди в картине и в жизни Дали

Лебеди, отражающиеся в слонах - история создания картины

Хотя птицы в картине "Лебеди, отражающиеся в слонах" могут показаться просто аллегорией - на деле это не так. Известно, что когда-то в бухте рядом с домом Дали действительно плавали лебеди. Уж не знаю, насколько это полезно для них (все-таки морская вода), однако это факт. 

Более того, Дали и Гала были неравнодушны к этим птицам и порой даже закрепляли у них на головах колпачки с зажженными свечами. Можете представить себе это романтичное зрелище в ночи - впрочем, прекращавшееся сразу же после того, как какой-нибудь из птиц приходило в голову опустить голову (простите за каламбур) в воду. 

Неизвестно, при каких обстоятельствах вышеупомянутые лебеди расстались с жизнью, зато доподлинно известно, что Дали решил сохранить добрую память об этих трех птицах - для чего заказал их чучела. Сегодня вы может наблюдать эти чучела в Доме-музее  Дали в Порт-Льигате, в библиотеке. 

Вообще, интерес Дали к этим птицам не случаен. Художник, как известно, был знатоком древнегреческой мифологии, а одним из излюбенных его мифов являллся миф о Леде и лебеде, что впоследствии нашо отражение в многих его работах, включая и широко известную "Атомную Леду". 

В настоящее время картина "Лебеди, отражающиеся в слонах", находится в частном собрании.


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.


Write a comment

Comments: 0