Ребенок-карта мира - Сальвадор Дали

Ребенок-карта мира - Сальвадор Дали

"Ребенок-карта мира" - одна из безусловно жутковатых вещей Сальвадора Дали, имеющая много общего (в том числе, и годом создания - 1939) с не менее противоречивым вторжением испанского художника в "светлый и безоблачный мир детей" - речь о картине "Болгарский ребенок, пожирающий крысу". 

 

И в том, и в другом случае Дали в качестве основы для своей работы использует уже готовые фотографии малышей, и, в обоих случаях, художник даже не пытается скрыть своей нелюбви к человеским создания на ранней стадии своего существования - то есть, детям. 

О своей нелюбви к маленьким человеческим созданиям Дали не раз заявлял публично, и, не исключено, что она явилась следствием вынужденных обстоятельства - ни сам Дали, ни его жена Гала детей не могли иметь физически, что подсознательно в какой-то мере и могло спровоцировать эту "нелюбовь" посредством включения защитных механизмов психики - но главную причину всё же, на наш взгляд, следует искать в детстве художника. 

Один из самых одаренных художников 20-го века Сальвадор Дали мог бы никогда не появиться на свет, если бы не несчастливая случайность, или предначертание судьбы - можно назвать это как угодно. 

Дело в том, что в семье, до появления на свет нашего Сальвадора, уже был ребенок, и тоже мальчик, и тоже Сальвадор - который прожил всего 22 месяца и умер в результате острой кишечной инфекции. Вот тогда родители, пребывая в состоянии глубочайшего горя от утраты первенца, и решили возместить эту утрату рождением нового ребенка. 

В пользу этой версии свидетельствует простой, но убедительный факт, если мы сопоставим дату смерти первого Сальвадора и дату, когда был зачат "второй" (всем нам хорошо известный), то увидим, что между этими датами всего десять дней разницы. 

Так что,  если бы не смерть "первого" Сальвадора, то будущий гений сюрреализма, скорее всего, никогда не появился бы на свет - и мир, таким образом, лишился бы сотен бессмертных шедевров! Однако для самого Дали с самых детских лет в этой ситуации изначально была заложена глубокая психологичкеская травма. Во-первых, он не ощущал себя самостоятельной и полноценной человеческой единицей - но всего лишь копией своего умершего брата.

Опять же, брат его оставил этот мир в совершенно ангельском возрасте, не успев еще проявить дурных качеств всякой человеческой натуры - а он, второй Сальвадор, продолжал жить, подрастал, устраивал шалости, обзаводился грешками - и тем самым должен был неизбежно выглядеть в глазах родителей хуже того, первого Сальвадора, который так и остался для них ангелом. 

Дали, по собственным его признаниям, постоянно осознавал, что родители любят его как отражение, как бледную и не очень удачную копию того, первого Сальвдора - но он-то был другим! И чтобы заставить родителей понять, что он другой, он не копия, он сам по себе - он позволял себе достаточно эксцентричные выходки, которые очень живо описывает в своей "Тайной жизни"....

Все для того, чтобы заявить о себе, как о полноценном самостоятельном человечке. Не исключено, впрочем, что проблема эта была придумана болезненно чутким мальчиком - однако он накрепко убедил себя, что она существует, и эта глубокая уверенность действительно травмировала его на всю жизнь.

А причина этой травмы накрепко ассоциировалась для него с фотографией улыбающегося младенца - его старшего брата Сальвадора, никогда им не виденного, давно умершего но продолжавшего доставлять ему острые мучения. Отсюда эти, мягко выражаясь, эксперименты над младенцами, которые Дали проделывал в своих работах. 

Таким образом художник демонстрирует сильнейшее подсознательное желание избавиться от мучительных мыслей воспоминаний о своем брате-двойнике, уничтожить их раз и навсегда - что увы, оказалось невозмножным. Тень покойного брата преследовала Дали еще много лет, и он не раз обращался к ней в своем творчестве, как, например, в картине "Портрет моего покойного брата".

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0