Осенний каннибализм - Сальвадор Дали (1936)

Осенний каннибализм - Сальвадор Дали

Картина "Осенний каннибализм" была написана Сальвадором Дали осенью 1936-го и стала своеобразной реакцией художника на события Гражданской войны 1936-1939 г.г в Испании. По договору, заключенному незадолго перед тем с Эдвардом Джеймсом - англичанином, поэтом, коллекционером и меценатом Сальвадора Дали - картина поступила в собственность Джеймса, а в настоящий момент находится в галерее Тейт в Лондоне. 

 

Чуть позже тема Гражданской войны, ярко воплощенная в картине "Осенний канннибализм", была с еще большим совершенством реализована Дали в полотне "Предчувствие гражданской войны (Мягкая конструкция с вареными бобами)"

Картины эти, представленные в декабре 1936-го на выставке "Фантастическое искусство, дада, сюрреализм", проходившей в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке, имели ошеломительный успех. Да и сам Дали в то время сделался фигурой №1 в мире искусства. 14 декабря вышел номер журнала "Time" с фотографией Сальвадора Дали на обложке, после чего художник в одну ночь стал знаменитым. 

По горькой иронии судьбы, этот американский триумф Дали пришелся как раз на то время, когда родина художника была буквально раздираема надвое братоубийственной мясорубкой Гражданской войны. 

Картина "Осенний каннибализм" - описание

В картине "Осенний каннибализм" на фоне залитых щолотистым светом родных для Дали ампурданских пейзажей изображен спаянный воедино монстр с признаками мужского и женского начал, не только находящийся в процессе отвратительного сексуального соития, но и пожирающий при этом самого себя. 

Примитивные, первичные инстинкты, определяющие бытие человека - голод и секс - выступили наружу и проявились во всей своей алчной, жестокой и уродливой красе. Война, подобно вихрю страшной разрушительной силы, мигом сорвала с человека хрупкие и чужеродные покровы цивилиции, и обнажила истинную неприглядную суть. Жестокость, кровь, жажда уничтожения себе подобных, вызывающая почти сексуальный экстаз - вот истинное лицо войны, от которой Дали благоразумно старается держаться подальше. 

"Эти иберийские существа, пожирающие друг друга осенью, выражают пафос Гражданской войны, которую я считаю явлением естественной истории, в отличие от Пикассо  - он полагает, что это политический феномен". 

Дали рассматривает войну не с точкеи зрения идейной или политической, но как бесстрастный ученый-психиатр, видя в ней лишь высвобожение наружу дремавшего до поры бессознательного. Отсюда, кстати, выдвижной ящик - один из излюбленных "фрейдистских" символов Дали. 

Вспомним: Дали заявлял, что ящики - это не что иное, как тайники подсознания, из которых исходят "бесконечные нарциссические ароматы" самого разного свойства. 

По мнению самого Дали, единственная разница между бессмертной эпохой Древней Греции и современностью - это именно Фрейд, открывший, что человеческое тело, вопринимавшееся греками исключительно в  неоплатоническом ключе, на деле состоит из множества ящичков с секретами, и ключ, которым можно открыть их - это разработанный Фрейдом психоанализ.  

 

Что в ящиках-тайниках охваченного войной человечества? Кровь, жестокость, насилие, каниибализм - именно то, что изображено на картине "Осенний каннибализм". 

Сальвдор Дали - осенний каннибализм

"Осенний каннибализм" - отражение идейной и политической позиции самого Дали

Интересно, что Дали, предусмотрительно находившийся вдали от всех ужасов Гражданской войны, абсолютно отрицает ее политический подтекст, предпочитая держаться от политики подальше. Где тот наивный, нищий и чистый юноша Сальвадор, насквозь пропитанный идеями мировой революции? Его нет. Дали позврослел, поумнел, разбогател, в конце концов - что не могло не сказаться на его политических взглядах. 

В ту пору - осенью и зимой 1936 - совершенно нельзя было предсказать, за кем останется победа - за Испанской Респбуликой или за генералом Фрнасиско Франко - и поумневший Дали избрал позилицию нейтралитета. По убеждению или по необходимости - это другой вопрос. Возможно, что и по убеждению. Я например, лично тоже убежден, что войны и революции - дело по меньшей мере подозрительные. Приведу цитату из самого себя (рассказ Волосы Вероники, орубликованный в "Новом Журнале": "Революция - это грязная и смертельно опасная работа, которую плохо одетые люди делают для хорошо одетых людей"

Вот очень характерное высказывание Дали на эту тему: "Я совершенно очевидно не относил себя к людям истории. Напротив, я ощущал себя абсолютно антиисторичным и антиполитичным. Либо я слишком далеко вырвался вперед по сравнению со своим временем, либо остался чересчур позади, однако никогда не чувствовал себя современником играющих в пинг-понг....

Я всего лишь продолжал мыслить и не желал называться иначе, как только Дали. Однако вокруг меня уже начала кружить гиена общественного мнения, роняя тягучую слюну и жадно обнажая острые зубы, она требовала, чтобы я, наконец, определился, чтобы я, наконец, провозгласил себя сторонником Сталина или Гитлера. Нет! Нет! Нет! Тысячу раз нет! Я всегда буду - буду до самой смерти - сторонником Дали и только Дали!"

Справедливости ради отметим - Дали так и не отдал свой сюрреалистический голос ни одной из воюющих сторон, предпочитая жить там, куда война еще не пришла. Война наступала - Дали убегал от нее прочь. Италия, Франция, США.

Как бы ни было, с точки зрения технического мастерства картина "Осенний каннибализм" - изумительный шедевр Маэстро Сальвадора Дали, который в тот период семимильным шагами наращивал мастерство. Трудолюбиле, талант, одержимость творчеством, живой и бурлящий ежесекундно ум  - вот за это мы любим Сальвадора Дали - а вовсе не за его политические взгляды. 



Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram


Write a comment

Comments: 0