Дезинтеграция постоянства памяти - Сальвадор Дали (1954)

Дезинтеграция постоянства памяти - Сальвадор Дали

Дезинтеграция постоянства памяти - картина, написанная Сальвадором Дали в 1954, в самый разгар его "ядерно-мистических поисков" и ставшая своебразным "римейком" известнейшей его работы периода сюрреализма "Постоянство памяти" (1931)

 

В этом смысле "Деизнтеграцию постоянства памяти"  можно рассматривать,  как работу декларативную, укаывающую на то, что Дали расстался с эстетическими и идейными убеждениями сюреализма и отныне его триединым Богом, его "святой троицей" стали: Классицизм, Каталоцизм, Квантовая Физика

"Дезинтеграция постоянства памяти" - описание картины Сальвадора Дали

В картине "Дезинтеграция постоянства памяти", пейзаж, в сравнении с оригиналом 1931 года, оказался под водой, а пейзаж со скалами мыса Креус, напротив, парит над водной поверхностью, не касаясь её: эта невесомость - типичная деталь многих работ Сальвадора Дали ядерно-мистического периода. 

Дезинтеграция постоянства памяти - Сальвадор Дали

Точно так же на составные элементы в форме "кирпичиков" материи, левитирующих, не соприкасаясь друг с другом, распадаются и стол, и поверхность долины Ампурдан.

 

"Дезинтеграция" затронула и знаменитые "мягкие часы" Дали, и иссохшую оливу, и центрального персонажа в виде спящей головы - этот вариант автопортрета повсеместно присутстствует в работах Сальвадора Дали начала 30-хх. 

Принципиально новым элементом, отсуттвующим в оригинале, является рыба, но и здесь никакой загадки нет, хотя многие интерпретаторы склонны утверждать обратное. Рыба - символ Христа и Христанства в целом, и во многих работах Дали 50-хх годов рыба присутствует именно в этом качестве.

 

Вспомним, 50-ые годы - время, когда неверующий Дали повсеместно и громогласно называл себя "католиком до мозга костей" - хотя есть основания считать, что в декларациях своих он был не совсем искренен. 

"Дезинтеграция постоянства памяти" - анализ

Начало 20-го века было безусловным триумфом Эйнштейна, снявшего время с пьедестала незыблемости и неизменности. "Мягкие часы" Сальвадора Дали 1931-го года как раз об этом, хотя сам Дали утверждал обратное. 

 

Середина 20-го столетие - абсолютное торжество ядерной физики. После того, как 6 августа 1945 г. на Нагасаки была сброшена атомная бомба, именно атом стал занимать все мысли Дали. Отсюда левитация, невесомость и "несоприкасаемость" элементов в его работах "ядерно-мистического"периода.  

Отдельно следует упомянуть и четвертый циферблат мягких часов, отсутствующий в оригинале и появившися в картине "Дазинтеграция постоянства памяти" - это отсылка к четвертому измерению, которое также занимало мысли Дали все последующие годы. 

 

Художник, особенно с конца 60-х, искал все новые способы самовыражения, от двуххмерной плоскости полотна перемещаясь к стереоскопии, затем  к голограммам, от которых, как был уверен Дали, он сможет перейти к 4-му измерению, что дарует ему бесмертие. 

Еще один по-своему забавный новый элемент относительно оригинала - фрагменты материи, напоминающие по форме носорожьи рога. В это время Дали был буквально околдован формой носорожьего рога и заявлял, что рог носорога - самое совершенное, что создала природа, поскольку он в точности напоминает двойную логарифмическую спираль ДНК.  


Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.

Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.

Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram


Write a comment

Comments: 0