![Триумф Вакха (Пьяницы) - Диего Веласкес](https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=410x1024:format=jpg/path/s6b61d3476b988e81/image/ibab9712832ff10d6/version/1616345381/%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84-%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D1%85%D0%B0-%D0%BF%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%81.jpg)
Картина "Триумф Вакха", также известная под названием "Пьяницы" - несомненный шедевр раннего периода творчества художника (холст, масло; 165 х 225 см). В настоящий момент этот масштабный холст экспонируется в самом знаменитом музее Испании - в музее Прадо в Мадриде. При более тщательном рассмотрении полотна несложно заметить, что Веласкес, по сути, написал две картины в одной, причем, линией "водораздела" служит фигура главного персонажа.
Вакх, в чрезвычайно фривольную эпоху барокко считавшийся сугубо положительным божеством, в чьи обязанности входило отвлекать людей от постылого ярма ежедневной рутины, предланая им в качестве компенсации вино и веселую компанию, изображен в "очеловеченном варианте".
Его расслабленная поза имеет несомненное сходство с традиционным изображением Христа в сцене Страшного суда - что лишь призвано подчеркнуть божественную суть персонажа. Той же цели служит и выделяющая его среди прочих светлая кожа Вакха, находящегося, к тому же, на самом свету, и классическая манера, в которой написано его лицо.
Согласно той же классической традиции написаны и два персонажа, находящиеся слева от него - условно назовем их "мелкими демонами", ибо в той или иной степени они также не имеют прямого отношения к земному бытию, являясь помощниками или слугами Вакха. Один из них - несомненно, Силен, хотя и лишенный, по воле Веласкеса, своего "канонического" облика сатира, осла и прочих атрибутов.
А вот перосонажи слева - разномастный сброд пьянчуг с характерными для давно практикующих алкоголиков сизыми носами - словно сошли с одной из картин Микеланджело да Караваджо или "родного" для Веласкеса испанского художника Хосе де Риберы (1591 - 1652), который, впрочем, жил и работал в Неаполе, где был известен под прозвищем Спаньолетто (маленький испанец).
Учитывая тот факт, что Хосе де Рибера был ярко выраженным "караваджистом", снова мы приходим к великому и ужасному Караваджо, творчество которого оказало сильное влияние на работы Веласкеса. Собственно, возникновение такого испанского жанра живописи, как "бодегон", напрямую связанного с Веласкесом, обусловлено, скорее всего, знакомством севильского художника не с работами самого Караваджо, но с картинами его последователя Хосе де Риберы, большинство произведений которого заказчики увозили в Испании, где его очень ценили и много копировали.
Собственно, стоит нам мысленно отрезать левуб половину холста, включая фигуру самого Вакха -и мы получим типичнейший "бодегон" - жанровую сцену с элементами натюрморта. Прекрасно, в высшей степени натуралистично (или фотографично) написанная посуда сразу заставляет вспомнить именно о жанровых картинах совсем молодого Диего (напр. "Старуха, жарящая яйца").
Да и персонажи, в общем-то, те же - простолюдины, коих можно было встретить в любом трактире (исп. bodega). На общем фоне несколько выделяется лишь один более прилично одетый юноша с мечом. Однако тот факт, что Вакх возлагает венок именно на его пустую голову, ясно дает понять: пара-тройка лет, и он ничем уже не будет отличаться от своих сизоносых братьев по разуму.
Картина была написана по заказу Филиппа Четвертого, заплатившего за нее сто дукатов, во время пребывания Диего Веласкеса в Мадриде перед первым путешествием севильского художника в Италию.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
Старуха, жарящая яйца - картина Диего Веласкеса
Самые известные картины Энди Уорхола
Write a comment