Большие купальщицы - Поль Сезанн

Большие купальщицы - Пол Сезанн

"Большие купальщицы" Поля Сезанна - действительно "большие": эту, последнюю и самую известную из работ знаменитой серии Сезанн с перерывами писал с 1898 по 1905 годы, что объясняется, в том числе, и весьма приличными размерами полотна: 210,5 х 250,8 см. 

Со временем "Купальщицы" Сезанна (тема, к которой художник был особенно неравнодушен) разбрелись по разным музеям мира: их можно встретить в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Лондоской национальной галерее, в Чикагском институте искусств или, как в случае с финальной работой, о которой идет речь в этой статье - в Художественном музее Филадельфии. 

Эта картина стала своего рода "подведением итогов" титанической работы художника, которого при жизни принято было не только ругать, но и отказывать ему даже в малой степени творческой одаренности.

 Самоучка, любитель, дилетант, упоительно неспособный создать на холсте что-то хоть отдаленно талантливое - Сезанн всю творческую жизнь напряженно работал, создав не менее 800 картин маслом. Художник отказывался причислять себя к какому-либо задекларированному направлению, даже напротив - бежал от художественных ярлыков как чёрт от ладана. 

Сложно определить его стиль, на который в равной степени повлияли как современные ему мастера (Камиль Писарро), так и Рубенс, Тициан, Веронезе, Тинторетто... Если же постараться определить суть его исканий - это титанические, длиною в жизнь, усилия соединить традицию и авангард, классику и современность, отаваясь при этом вне сиюминутности и моды. 

Позиция, что и говорить, невыгодная - во всех смыслах. Вот почему усмех нашел его уже на пороге смерти - речь о выставке в осеннем Салоне в 1904-ом году. Да и то - чтобы имя Сезанна прочно вошло в историю мировой живописи - потребовались годы и десятилетия после его смерти. 

"Большие купальщицы" были приобетены Художественным музеем Филадельфии в 1937 году за 110 000 долларов - и покупка эта тут же была раскритикована местной прессой, считавшей, что можно было бы потратить эту сумму на что-то "более полезное" для общества. 

А между тем, сегодня, вздумай музей продать её - "Большие купальщицы" ушли бы с молотка за сумму не меньшую, чем 100 000 000 в зеленой американской валюте, поскольку картина по праву считается одной из самых влиятельных в мировой живописи. Достаточно, сказать, что и у Пикассо, и у Дали есть далеко не одному собственному варианту "Купальщиц", навеянному именно абстрактными девицами Сезанна. 

И если Дали несколько по-отечески называл Сезанна "беднягой", намекая на тяжеловесную плоскость его стиля, то Пикассо, напротив, числил Поля Сезанна одним из наиболее повлиявших на него художников. 

«Большие купальщицы» , внешне самая "формальная" из всех версий "Купальщиц", и неслучайно картину часто приводят в пример  как идеал композиции и востановленной Сезанном классической монументальности - после того, как в 19-ом веке её в очередной раз умудрились похоронить. 

Для Сезанна, разрывавшегеося между классикой и революцией, картина почти уникальна своей заметной симметрией и адаптацией обнаженных женскизх фигур к треугольной структуре, образованной деревьями и рекой. 

Тем не менее, композиция "Больших купальщиц" вовсе не является типичной пирамидой эпохи Возрождения, поскольку самые большие фигуры и наибольшая их плотность сосредоточены в меньших по объему пирамидах по бокам, в то время как центральная часть, обычно заполненная доминирующим объектом, почти пуста, а вершина пирамиды и вовсе (намеренно) обрезана рамкой.

Треугольник здесь - наглядно представленная форма ограничения, но никак не торжественный формальный атрибут Ренессанса. Освободившись от тревожных эротических фантазий более раннего периода, Сезанн заменил фривольные образы менее вызывающими, придав обнаженным телам поистине "классический вид", не имеющий ничего общего с "Олимпией" или "Завтраком на траве" того же незабевенного Мане.  

И, надо признать, это чувствуется - эротизма полотну явно недостаёт. Женщины воспринимаются скорее как инструментарий, с помощью которого Сезанн решает композиционные задачи. И всё же, всё же - не композицией единой. Есть ведь ещё цвет, есть свет - и в "Больших купальщицах" и первое и второе удалось на славу. 

Голубоватая мягкая дымка, в которой сливаются воедино небо, вода и растительность, и которая деликатно смягчает волнующую резкость обнаженных женских тел, окутывая их подобием наилегчайшей вуали - чтобы изобразить это столь органичным, пусть и несколько "дубовым" образом, нужно быть большим талантом - и Сезанн, безусловно, был им.

К слову, "Авиньонские девицы" Пабло Пикассо, написанные на пару лет позже и ставшие абсолютной иконой кубизма, навеяны во многом "Большими купальщицами" Сезанна - вот вам и "классицизм современности". 

В 1922 году британский художник и скульптор Генри Мур был чрезвычайно впечатлен картиной Сезанна «Большие купальщицы» и сказал, что момент, когда он увидел картину, был одним из самых значительных в его жизни - и Мура, произведения которогодавно стали классикой, можно понять. 

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0